Культура страны в конце XX — начале XXI века.
Культура страны в конце XX — начале XXI века.
Рубеж столетий стал свидетелем продолжения успешного развития культурной жизни Австралии. Последним знаковым событием ХХ в. для страны, где спорт искони был частью национальной культуры, стали Олимпийские игры 2000 г. в Сиднее — вторые по счету на территории Австралии. В течение 100 дней олимпийский факел пронесли через тысячу австралийских городов; за красочной церемонией открытия соревнований, в которой главные роли отведены были аборигену и маленькой девочке — как символам древней и юной Австралии (а всего в ней участвовали 12 тысяч человек) — следил весь мир. После исполнения корро-бори олимпийский огонь зажгла аборигенка-бегунья К. Фримен. Сопровождавшиеся в процессе их подготовки и проведения скандалами, курьезами и трагедиями, Игры, тем не менее, стали ярким событием мировой спортивной жизни, в немалой степени усилив интерес к государству-организатору Олимпиады и его жителям. Вслед за этим спортивным форумом здесь же были проведены международные Параолимпийские Игры. Регулярно спортсмены со всего мира съезжались на гонки парусных судов Сидней — Окленд и на открытый чемпионат Австралии по теннису. После встречи нового тысячелетия, праздновавшейся в январе 2000 г., и спортивных состязаний в Сиднее ХХ в. завершился на оптимистической ноте празднованием векового юбилея АС 1 января 2001 г.
Австралийцам было что праздновать. Прекрасно организованная система народного образования предоставляла все возможности для развития личности. Отлаженная структура государственных, конфессиональных и частных школ при поддержке правительства обеспечивала практически полную грамотность населения. Для Австралии как страны иммигрантов особую важность приобрела разветвленная система преподавания английского языка. В стране имелось более 100 центров, которые предлагали подготовку любого уровня, позволявшую учиться и работать в АС.
В секторе профессионального образования главная роль по праву принадлежала TAFE — самому крупному образовательному объединению в стране, исполнявшему роль средней ступени австралийской системы обучения, где готовили квалифицированный персонал для работы в среднем техническом и управленческом звеньях в области электроники, промышленности, строительства архитектуры и бизнеса. В области высшего образования Австралии на рубеже XX-XXI вв. успешно работали 37 государственных и 3 частных университета, где обучались около 900 тыс. студентов (австралийцы и приехавшие на учебу иностранцы). Старейшими и крупнейшими среди них являлись университеты Сиднея, Мельбурна и АНУ. В результате почти треть взрослого населения страны имела высшее образование — очень высокий показатель по международным стандартам.
Координацию научной деятельности осуществляли Организация научных и промышленных исследований АС (КСИРО) и ряд других правительственных организаций. Достижения австралийских ученых — геологов, астрономов, физиков, медиков, инженеров — неоднократно находили международное признание. В 2000 г. на пост президента Британского Королевского общества был выдвинут биолог сэр Роберт Мэй, который стал вторым по счету австралийцем, возглавившим Общество за 340 лет его существования (первым был Х. Флори, занимавший этот пост в 1960-1965 гг.). В 1997 г. Нобелевскую премию за работы в области иммунологии получил Питер Догерти, а в 2005 г. ее лауреатами были названы Барри Маршалл и Робин Уоррен за труды по выявлению причин самых распространенных заболеваний желудка.
Литературное творчество австралийцев уверенно выходило на мировую арену. Осенью 2001 г. австралийский писатель Питер Кэри получил Букеровскую премию за свой роман «Подлинная история банды Келли», причем впервые в истории присуждения этой награды он стал ее лауреатом дважды. В первый раз Кэри получил ее в 1988 г. за роман «Оскар и Люсинда». Всемирную известность получили книги Томаса Кенилли, особенно его роман «Ковчег Шиндлера», также удостоенный Букеровской премии и вскоре экранизированный С. Спилбергом. Наряду с книгами белых австралийцев во второй половине ХХ в. популярность приобрели произведения писателей-аборигенов. Главным образом, это автобиографии, на страницах которых перед читателями возникает сложный мир людей, вырванных из привычного для них круга жизни, нелегкий процесс их адаптации к условиям жизни белой Австралии. Наиболее интересен с этой точки зрения роман писательницы Сэлли Морган «Мое место», сразу по выходе из печати в конце 1980-х гг. ставший бестселлером.
Музыкальное искусство было всегда очень популярно в Австралии. И в наши дни вечера классической музыки и концерты гастролирующих музыкантов, зимние сезоны классики в Канберре и т.п. мероприятия регулярно проводятся усилиями различных государственных и частных спонсоров и организаций. В крупнейших городах страны регулярно выступают местные профессиональные и самодеятельные хоры и оркестры. Всемирно известны также исполнители поп- и рок музыки из Австралии: например, Кайли Миноуг, Питер Гаррет, группы ЛС/БС, INXS и другие. В начале XXI в. доходы музыкальной индустрии приблизительно равнялись прибылям от издательского дела и достигали миллиардов долларов. Музыкальный театр всегда пользовался в Австралии большим успехом. Мировая слава стала венцом творчества великой певицы Джоан Сазерленд. Одной из наиболее известных танцовщиц Австралии была Мэрил Тэнкард и ее труппа. Нередко молодые артисты балета из АС становились лауреатами премий престижных международных конкурсов.
В стране ежегодно ставилось около 250 оперных спектаклей и более 200 балетов. Регулярно проводились фестивали самого различного уровня — от местных до общенациональных и международных. Новинкой последних десятилетий стали театральные труппы аборигенов.
Огромную популярность в АС, как и во всем мире, завоевал кинематограф. В современном кино весьма успешно работают такие всемирно признанные мастера как кинорежиссеры Питер Уир и Бэз Лурманн, актеры Пол Хоган, Хью Джекман, удостоенные премии «Оскар» Кейт Бланшетт и Николь Кидман. В этой области, пожалуй, сильнее всего сказалось возросшее в ХХ столетии американское влияние на развитие австралийской культуры. Но и в этом феномене многие не видят ничего уникального или особо опасного. Оно лишь отражает господствующие в наши дни тенденции к универсализации быта и культурных явлений в западном мире. В последние десятилетия немало австралийских фильмов можно было увидеть и на российских экранах: начиная с «мыльной оперы» «Возвращение в Эдем» и «Крокодила Данди» и заканчивая прекрасными экранизациями австралийской классики — «Пикник у Висящей скалы» и «Все реки текут». Активно включились в кинопроизводство представители аборигенной интеллигенции: фильмы «Десять каноэ» и «Преграда для кроликов» можно бесспорно назвать одними из их наиболее интересных работ. С размахом поставлено дело в производстве видео и кинофильмов, чья продукция доступна также и в интернте. Правительство страны активно поддерживало мультимедийные программы, такие, как «Австралия на CD» и «Культурная сеть Австралии». Их продукция отправлялась в школы, библиотеки страны и представительства АС за рубежом.
Государственные и общественные организации стремились поддерживать на высоком уровне сохранность всех объектов, которые признаны национальным и культурным достоянием Австралии. В первую очередь, это природные заповедники, ботанические сады, зоопарки, аквариумы, разбросанные по всей территории континента. Они пользовались большой популярностью у австралийцев: в год их посещало до 36% взрослого населения страны. Кроме того, в АС прекрасно поставлено музейное дело. В стране со столь короткой в хронологическом исчислении историей все, что осталось от прошлого, сохраняется с особой тщательностью и любовью. Практически в каждом городе есть свои художественные галереи и краеведческие музеи, экспонаты которых рассказывают или о периоде каторги, или о золотой лихорадке, или об уникальной естественной истории Австралии. Среди военных мемориалов выделяются Усыпальница АНЗАКов в Мельбурне и Мемориал Галлиполи в Сиднее. В 2001 г. в Канберре был открыт Национальный музей, в экспозиции которого нашли отражение все этапы исторического пути Австралии: от истории аборигенов до наших дней. На рубеже ХХ- ХХ1 вв. в стране насчитывалось 1700 действующих музеев, в которые ежегодно приходили порядка 4 млн. человек — главным образом, жители АС. В Национальной библиотеке АС и других крупных книгохранилищах регулярно устраивались экспозиции раритетов, хранящихся в их запасниках и фондах. Активную работу по хранению, популяризации и распространению исторических знаний вели учреждения, входившие в систему Национальных архивов Австралии.
Музеи изобразительного искусства — гордость столиц штатов. В них хранятся богатейшие коллекции произведений искусства, привезенные со всех уголков Земли. Наибольший интерес посетителей вызывали залы, в которых собраны наиболее полные коллекции работ австралийских живописцев и скульпторов. Наряду с ними огромной популярностью пользуются работы ху-дожников-аборигенов. В наши дни все чаще раздаются требования защитить их авторские права, поставив под жесткий контроль все случаи использования символики и мотивов произведений аборигенов в коммерческих целях. А 67% австралийцев в возрасте 14 лет и старше считают, что культура аборигенов -«важный компонент австралийского общества». Следует еще раз подчеркнуть, что все эти выдающиеся достижения культуры Австралии были бы значительно скромнее без постоянной поддержки со стороны правительственных органов страны.