Первая женщина — премьер министр Австралии.
Первая женщина — премьер министр Австралии.
В сложной для партии ситуации новый лидер предложила свою программу действий, которая сводилась к следующему: пересмотреть вопрос о введении новых налогов на прибыль и расценок на топливо в горнодобывающей промышленности; признать заслуги прежних руководителей АЛП от Хоука до Радда включительно; поменять руководство накануне выборов; выбить у оппозиции козырь о «хорошем правительстве, потерявшем свой путь». Этот план по избавлению АЛП от «некоторых запутанных вопросов» и спасению ее престижа в глазах избирателей позволил Дж. Гиллард, по словам одного из ведущих политических комментаторов АС, «в секунды подняться от нуля до 100».
Отличительной чертой характера нового премьера, как считают ее знакомые и коллеги, является бесконечная любовь к власти. Еще на студенческой скамье Гиллард начала проявлять интерес к политике, вступив в Лейбористский клуб, а в 1998 г. стала членом парламента от АЛП. В своем первом выступлении в палате представителей она сосредоточилась на «праве рядовых австралийцев — тех, у кого нет ни богатства, ни власти, — на справедливость». Дальнейшая партийная ее деятельность строилась главным образом вокруг проблем социального обеспечения, иммиграции и аборигенов.
Карьера Дж. Гиллард складывалась неоднозначно. Будучи президентом Австралийского Союза студентов, она входила в состав теневого кабинета как один из ведущих членов левой фракции АЛП от штата Виктория и участвовала в разработке проекта реформы под названием «Медикэар Голд». Однако критики тогда не оставили от ее предложений камня на камне, признав их несостоятельными, пристрастными и плохо просчитанными по расходам. По мнению ряда экспертов, провал «Медикэ-ар Голд» стал решающим фактором поражения АЛП на выборах 2004 г. Впрочем, ее сторонники считали, что плюсы в биографии Гиллард перевешивают минусы: на их взгляд, она пользовалась популярностью у избирателей, была трезвым прагматиком и, что особо важно, «очень мощным адвокатом того, во что она верила».
В 2007 г. Гиллард была уже настолько известна и влиятельна, что вошла в правительство, где одновременно заняла посты заместителя премьер-министра, министра по делам занятости и отношений на рабочих местах и министра образования. Такое совмещение должностей дало повод неофициально именовать ее «министром по делам всего на свете». Во время зарубежных поездок К. Радда она успешно справлялась с ролью действующего премьер-министра АС.
Первые политические выступления Дж. Гиллард в 2010 г. говорили о ее крайней осторожности: она старалась не вдаваться в подробности линии своего кабинета и всячески обходить острые углы сложившейся ситуации. «Главным я считаю стабильность», — заявила она, не став делать серьезных перестановок в высших эшелонах власти. С этой же целью новый премьер-министр сменила централистские методы взаимодействия ее предшественника с руководством АЛП на практику консультаций, в которой она была сильна и опытна.
Она решительно открестилась от непопулярных решений, принятых своим предшественником. Подновленный кабинет АЛП старался формулировать свои позиции, увязывая их с доминирующими настроениями в обществе. Практически не затрагивая вопросов внешней политики, которая стала периферийным вопросом на выборах, Гиллард лишь подтвердила верность курсу АЛП. В частности, отметила, что присутствие АС в Афганистане диктовалось борьбой с терроризмом: «Мы там теперь тренируем Афганскую Национальную Армию, чтобы стабилизировать Афганистан, чтобы быть уверенными, что не там подготавливаются террористы, которые приходят и приносят вред австралийцам, и чтобы быть уверенными, что это более безопасное место для афганского народа».
В области внутренней политики Гиллард призвала предпринимательские круги к переговорам по проблемам новых налогов и предложила компромиссный вариант: исключить налог на сверхприбыль в добыче минеральных ресурсов и заменить его на два других: налог на ренту минеральных ресурсов и налог на ренту нефтяных ресурсов. При этом правительство хотело бы снизить налог на компании до 29% и сверстать к 2013 г. бюджет с профицитом. Правительство по-прежнему рассчитывало на продолжение бума в добывающей отрасли и стремилось к тому, чтобы «австралийцы получили более справедливую долю» от этих доходов. Это несколько ослабило накал страстей вокруг налогов.
Особое внимание Дж. Гиллард обратила на вопросы иммиграционной политики, заявив, что ее правительство не интересует проект «большой Австралии». Вместо этого она призвала разработать новую стратегию «сбалансированного населения». Премьер-министр подробно остановилась и на способах решения проблемы нелегальных мигрантов: «Я также открыто объявляю цель моего правительства: разрушить контрабандную торговлю людьми, убрав побудительные мотивы для лодок покидать свои порты приписки в первую очередь». Она также пообещала в случае своего переизбрания еще больше ужесточить меры по пресечению потока нелегальных мигрантов.
По вопросу о республике Гиллард высказывалась столь же уклончиво, как ее предшественник. Учитывая большую личную популярность королевы Елизаветы II и исход референдума 1999 г., когда более половины австралийцев высказались за сохранение монархии в АС, она — убежденная республиканка — перенесла решение этого вопроса в будущее: «Я думаю, подходящим временем для перехода этой нации к республике будет время смены монарха».
Такая предвыборная тактика оказалась успешной: большинство опросов общественного мнения показывало рост популярности лейбористов, которые на 4-5 пунктов опережали партии коалиции. Направление, избранное Гиллард, устраивало многих, в первую очередь, тех членов АЛП, которые считали, что она «находится на одной волне с простыми австралийцами». Выдвигая ее на пост главы правительства, члены кокуса надеялись на то, что она поможет поддержать популярность АЛП, став первой женщиной на этом посту. Но в целом шансы АЛП и оппозиции на победу на приближавшихся выборах были примерно равны: сказывалось, в первую очередь, то обстоятельство, что оппоненты в действительности не предложили электорату выраженной альтернативы. В этих условиях Гиллард продемонстрировала недюжинные способности по привлечению голосов избирателей: даже в Квинсленде — родном штате Радда, где к ней отнеслись весьма настороженно из-за его смещения, ей удалось очаровать аудиторию.
Выборы 28 августа 2010 г. были сопряжены с рядом интриг, главной из которых оказался их результат. Подсчет голосов показал, что ни одна из партий не набирала необходимого для формирования кабинета министров большинства голосов, и обозреватели заговорили о феномене подвешенного парламента. Судьба будущего правительства оказалась, по сути, в руках 4 прошедших в палату представителей независимых депутатов. Политическое искусство Гиллард помогло ей через 17 дней секретных переговоров привлечь их на свою сторону и сформировать свой кабинет, в котором пост министра иностранных дел получил К. Радд.
Это правительство стало в какой-то мере заложником очень ненадежных союзников — независимых депутатов, благодаря которым оно располагало в нижней палате большинством всего в один голос. При таком раскладе любое неосторожное действие могло повлечь за собой внеочередные парламентские выборы с непредсказуемым исходом, и лейбористы предпочли наиболее осторожный курс компромиссной политики. Вероятность такого варианта усиливалась тем, что повестка дня парламента включала порядка 40 вызывавших споры законопроектов (о мерах по усилению безопасности АС, охране окружающей среды и защиты прав человека, усовершенствованию систем здравоохранения, транспорта, налогов, землепользования и т.п.). Ситуацию осложнили состоявшиеся в ноябре 2010 г. выборы в Виктории и Новом Южном Уэльсе: разделение мест в парламентах ведущих штатов страны практически поровну означало, что «огромное число избирателей откачнулось от лейбористского правительства», что делало положение лейбористов еще более уязвимым.
Шаткое положение кабинета Гиллард подвигло оппозицию на решительные действия. Страсти подстегнули результаты опроса общественного мнения, проведенного в феврале 2011 г. агентством Ньюсполл: показатели популярности АЛП и партий коалиции сравнялись, и только симпатии избирателей лично к Дж. Гиллард (53%) значительно превзошли рейтинг Т. Эббота (35%).
Премьер-министр сделала все от нее зависящее, чтобы выправить ситуацию. Ответный удар оппонентам она нанесла по ходу обсуждения одной из самых «болевых точек» в политической жизни АС — проблемы иммиграции. Споры разгорелись вокруг очередной трагедии, в ходе которой у берегов АС погибли нелегальные иммигранты из стран Азии. Попытки кабинета успокоить мусульманские диаспоры, выделив на похороны жертв значительные суммы, повлекли за собой заявление спикера по вопросам иммиграции от оппозиции С. Моррисона, что за последние три года «правительство, которое потерпело провал в политике усилении защиты границ, увеличило расходы на содержание беженцев более, чем в семь раз», забыв о трудностях сограждан, пострадавших от недавнего наводнения в Квинсленде и Виктории. В результате в обществе вновь заговорили о «мусульманской иммиграции», «мусульманах в Австралии» и их «неспособности интегрироваться» в доминирующее общество. Правительство Гиллард тут же обвинило своих политических соперников в попытке возродить политику «белой Австралии» и потребовало сместить с должности всех официальных членов теневого кабинета, в выступлениях которых усмотрели антиисламские настроения. В рядах оппозиции наметился кризис, и некоторые ее представители потребовали прекратить опасные разговоры вокруг мусульманских общин. Стремясь не допустить раскола своих сторонников, Т. Эббот заявил, что Австралия была одной из наиболее успешных мультикультурных наций в мире и что его партия никогда не поддержит дискриминационных мер в сфере иммиграции. Получив свободу рук, лейбористы начали строительство новых центров для временного содержания беженцев, одновременно обещая в будущем отказаться от такой практики. В мае 2011 г. было объявлено о том, что АС и Малайзия подписали соглашение об обмене беженцами, согласно которому Австралия отправит назад 800 соискателей убежища, а взамен в течение четырех лет получит 4000 человек из Малайзии.
Оппозиция попыталась взять реванш при обсуждении вопросов охраны окружающей среды, которые являлись в последние годы одной из главных причин смены лидеров в обеих ведущих политических партиях АС. Поскольку в парламенте кабинет АЛП был весьма зависим от поддержки зеленых, в ходе обсуждения схем продажи квот на выбросы углекислого газа премьер-министр провела совместную с ними пресс-конференцию, где изложила основы нового законодательства. Согласно проектам правительства, с июля 2012 г. цена на выбросы будет фиксирована на период от 3 до 5 лет; предлагалось также ввести ряд существенных уступок для австралийских фермеров. Оценка плана АЛП была неоднозначной, и оппозиция инкриминировала Гиллард нарушение ее собственных предвыборных обещаний о неизменности режима углеродных выбросов. Не менее настороженно отнеслись к обещаниям главы кабинета и фермеры, расценившие ее слова лишь как начало огромной работы по согласованию интересов всех сторон.
В области здравоохранения правительством АЛП была принята обновленная схема финансирования медицинских учреждений, в которой штаты и федеральный центр участвовали на равных паях, внося по 50% требуемых сумм. Кроме того, особое внимание должно было уделяться психическому здоровью граждан и предотвращению самоубийств, особенно в группах риска. Эта часть деятельности правительства прошла более спокойно, не встретив большого сопротивления.
По поводу внешней политики Дж. Гиллард заявила уже во время одного из первых визитов за рубеж в качестве премьер-министра, что международные дела никогда «не были ее страстью». Сделав кадрового дипломата К. Радда министром иностранных дел, она, тем не менее, активно участвовала во всех совещаниях на высшем уровне: и в Брюсселе, и в Вашингтоне. Гиллард посетила Афганистан и высказалась в поддержку проведения военной кампании США в этой стране. В ходе первых международных визитов в США, Японию, Новую Зеландию и Северную Азию глава правительства АС вела переговоры с лидерами этих государств по целому ряду вопросов региональной и мировой политики. Во время встречи с президентом РФ Д. Медведевым они обменялись ратификационными грамотами по договорам 2007 г.
Таким образом, первые шаги премьер-министра в сложившейся непростой ситуации показали, что она — опытный политический игрок, для которого интриги не новость. В определенном смысле ее фигуру можно считать знаковой для современной политической жизни АС: осторожный и вместе с тем хваткий, прагматичный политик с неким флером феминизма и политкорректности.