Глава 11. Австралия вступает в XXI век
Конец эпохи Говарда. Нетрудно заметить, что в целом длительное — с 1996 по 2007 г. — пребывание у власти коалиции Либеральной и Национальной партий было весьма продуктивным периодом в истории АС. Причины столь значительного успеха Дж. Говарда достаточно очевидны. Прежде всего, это — удачная экономическая и социальная политика его правительства в период третьего срока, а также и лидерские качества самого премьер-министра, в очередной раз продемонстрировавшего, что его честолюбие и решительность подкреплялись способностью гибко реагировать на ситуационные вызовы и стремлением соблюдать интересы Австралии на международной арене. Самое же важное, что Говард сумел грамотно озвучить интересы основного социального слоя страны — среднего класса. Как отметил его соратник П. Костелло, возможно, предложения премьера электорату были «не тем, что ожидала городская интеллигенция, но она представляет не большинство австралийцев, а … большинство журналистов».
Далее, следует указать и на политический опыт премьер-министра. В ходе последних лет пребывания у власти Говард, сумев избавиться таких временных и ненадежных партнеров, как ПОН — справа, так АД — слева, сохранил свое влияние над консервативной счастью электората. К 2006 г. партия АД практически утратила свое влияние в законодательных органах страны, и, по словам Р. Хоука, последовавшая в этом же году смерть ее основателя Д. Чиппа стала печальным совпадением «со смертельной агонией Демократов». Правда, предвыборная кампания 2004 г. вывела на австралийскую политическую арену очередную малую партию с несколько экстравагантным названием «Семья прежде всего» (СПВ). СМИ охарактеризовали ее как правоконсервативную, клерикально-христианскую партию, проводя параллели с действовавшей в 1950-1960-х годах ДЛП (последняя опиралась на поддержку католических кругов). Лидеры СПВ, действительно, собирались «проводить социальноконсервативную политику» и жестко выступили в защиту моральных устоев общества. В этой связи они осудили идею легализации однополых браков и пропаганду гомосексуализма, отказав в поддержке политикам, уличенным в супружеской неверности или нетрадиционной сексуальной ориентации. СПВ также намеревалась проводить или поддерживать на федеральном уровне законы, улучшающее положение традиционно понимаемой семьи, предложив создать королевскую комиссию по проблемам плохого и невнимательного обращения с детьми. В то же время она настаивала на «примирении с аборигенами» на условиях уступок коренному населению и принесении ему официальных извинений на правительственном уровне за «украденные поколения детей», и в числе руководителей СПВ была аборигенка Андреа Мейсон. Кроме того, прозвучало предложение о государственной поддержке семей иммигрантов, которые находились в специальных центрах для лиц, не получивших вида на жительство в Австралии, что являлось типичным образом левой риторики. Но если рассматривать политический спектр АС, эта партия, в целом, находилась ближе к ЛПА и не помешала коалиции победить и в четвертый раз.
Но это была последняя победа Говарда. Неизбежные для любого политика промахи вкупе с накоплением естественной «усталости» электората от одних и тех же лиц в правительстве не могли не дать о себе знать по прошествии столь долгого правления лидера либералов. Еще в 2001 г. избиратели стали выказывать недовольство тем, что, по их мнению, министры держатся «слишком надменно», «не слышат их» и не считаются с мнением большинства населения страны. Попытки Говарда изменить общественное мнение в свою пользу посредством поиска виновных в составе кабинета, привели к серьезным трениям между ним и его возможным преемником на посту лидера партии — федеральным казначеем П. Костелло. В результате оба политика получили весьма нелицеприятную оценку своей деятельности со стороны их рядовых соратников по партии.
Весьма спорным стали новации кабинета в области регулирования отношений на производстве. Воспользовавшись тем, что за предыдущие десятилетия уровень юнионизации в Австралии снизился почти вдвое (с более чем 50% в середине 1980-х гг. до 24,7% — в 2000 г.), правительство, опиравшееся на полученное в ходе последних выборов большинство в сенате, в 2005-2006 гг. провело в жизнь новое законодательство в области трудовых отношений. Отказавшись от прежней системы государственного арбитража с непременным участием профсоюзов, оно вводило новые принципы их регулирования, базировавшиеся на свободе индивидуальных контрактов. Тем самым в рамках новой системы отношений в промышленности «Рабочие альтернативы» (Work Choices) профсоюзы, ранее заключавшие коллективные договоры с работодателями, фактически устранялись из процесса регулирования оплаты труда и контроля над занятостью, а наемный работник оставался один ни один с предпринимателем. Попытки партий коалиции распространить принцип индивидуальной контрактации на все отрасли экономики стали камнем преткновения в отношениях с обществом. Такие подходы вызвали массовые протесты тред-юнионов и партии зеленых; митинги противников нового закона собирали более 100 тыс. участников. По данным опросов общественного мнения, в 2007 г. порядка 65% респондентов не одобряли линию правительства в сфере трудовых отношений. Всем этим не преминули воспользоваться пребывавшие одиннадцать лет в оппозиции лейбористы. Пережив смену лидеров (Ким Бизли — Марк Лэтем — Кевин Радд), они сумели сплотить ряды и выработать более привлекательную для многих избирателей предвыборную стратегию, главным козырем которой стала борьба против трудового законодательства кабинета Говарда. Именно это помогло лейбористам придти к власти: на федеральных выборах 24 ноября 2007 г. АЛП одержала убедительную победу, получив в палате представителей большинство в 23 места.