Лейбористы у руля АС: политика кабинета К. Радда.
Лейбористы у руля АС: политика кабинета К. Радда.
Этот успех лейбористам обеспечила в первую очередь их тщательно продуманная предвыборная программа, сфокусированная на внутриполитических проблемах, особенно на начатой их предшественниками реформе отношений в промышленности. АЛП в полной мере использовала недовольство общественности практикой индивидуальных трудовых контрактов, пообещав пересмотреть курс своих политических противников. Кевин Радд шел на выборы с широкой программой действий не только относительно производственных отношений, но в области и охраны окружающей среды, отношений с аборигенами, жилищного строительства, «образовательной революции» и здравоохранения. Его предвыборные обещания показывали явный крен влево в политическом курсе АС, но при этом он проявлял определенную осторожность, давая «Австралии возможность для перемен — но не слишком больших». Помимо того, ставка была сделана на обновление кадров и омоложение руководства страной: впервые на пост заместителя премьер-министра была выдвинута женщина -Джулия Гиллард; аналогично на пост генерал-губернатора АС была назначена Квентин Эллис Брайс. Все это, несомненно, сыграло свою роль, и приход к власти АЛП во главе с Раддом вселял надежду на долгожданное обновление.
Кевин Радд
В некоторой степени ожидания избирателей оправдались. Так, не внося серьезных изменений в макроэкономический курс предшественников, новые лидеры АЛП уже в 2007 г. приступили к пересмотру непопулярных мер по введению индивидуальных контрактов, официально провозгласив новый курс АЛП в этой сфере, характеризовавшийся как «соглашение, дружественное интересам семей». С июля 2009 г. вступил в действие новый правительственный орган «Справедливая работа Австралии» (Fair Work Australia), задачей которого стали вопросы установленного минимума зарплаты, выплаты премий, разрешения производственных конфликтов и т.п. Лейбористы во многом восстановили ту систему регулирования производственных отношений, что существовала до Говарда, но сохранили ограничения на проведение бойкотов, локаутов, вмешательства профсоюзов и прав рабочих на забастовки. Это повлекло за собой критику со стороны ряда профсоюзных лидеров, окрестивших новшества «Облегченным вариантом “Рабочих альтернатив”» Говарда.
Джулия Гиллард
Выполняя предвыборные обещания, в декабре 2007 г. К. Радд подписал Киотский протокол, чего общественность никак не могла добиться от его предшественника. В следующем году правительство опубликовало официальный документ по проблемам выбросов газов, приводящих к парниковому эффекту. Для АС, где 86% электроэнергии производится на станциях, работающих на угле, страны — крупнейшем в мире производителе таких газов в расчете на душу населения, вопрос этот был особо важен. Климатические изменения для самого засушливого континента, жители которого регулярно страдают от засух и лесных пожаров, также делали экологические проблемы весьма актуальными. И первые шаги нового премьер-министра были восприняты позитивно.
Джулия Гиллард и Кевин Радд на пресс-конференции, 2004 г.
Что касается взаимоотношений с коренным населением, то в феврале 2008 г. Радд принес официальные извинения «украденным поколениям» аборигенов, что еще более укрепило его личную популярность. В ноябре 2009 г. он вновь публично извинился теперь уже перед «забытыми австралийцами» — выходцами из Великобритании, которых в детском возрасте в ХХ в. вывозили в АС для пополнения населения страны. Был также смягчен курс по отношению к нелегальным беженцам. Вновь на повестку дня вышла достаточно противоречивая концепция «Большой Австралии» (явная калька с идей кумира Радда — П. Китинга), предусматривавшая, в числе прочего, увеличение иммиграции с целью помочь нации справиться с проблемами старения населения и ответить на демографические вызовы экономического роста. По планам премьер-министра, к 2050 г. население АС должно было достичь цифры в 36 млн. человек главным образом за счет приезжих.
Такие действия вкупе с ярко выраженными проазиатскими симпатиями, вниманием к нуждам образования и выделением 16 млрд. долл. на нужды школ и библиотек и, наконец, апелляцией к авторитету ставших уже легендарными Г. Уитлема и его соратников — все это находило понимание в среде австралийской интеллигенции. В течение первых двух лет его правления рейтинги К. Радда в опросах общественного мнения, по словам обозревателей, «достигали стратосферы».
Отдельного внимания заслуживала внешняя политика. К. Радд переформулировал ее доктрину в терминах «Три Столпа»: связи с ООН, связи с Азией и союз с США. В ходе предвыборной кампании он высказался в поддержку размещения австралийских войск в Ираке, где в 2007 г. находились 1575 австралийских военнослужащих, но обещал в случае победы на выборах вывести часть боевых подразделений, оставив только те, что предназначались для службы по охране границ. Окончательный вывод австралийского контингента из Ирака завершился в 2009 г. Объявляя об этом, Радд, еще раз попрекнув Дж. Говарда избыточной, по его оценке, верностью союзникам, заявил: «Наше правительство не считает, что сотрудничество с США требует автоматического следования курсу внешней политики Соединенных Штатов». Что же касается еще одной болевой точки Среднего Востока — Афганистана, премьер-министр, напротив, поддержал австралийское военное присутствие в этой стране, считая ее центром терроризма. Он сохранил там австралийский контингент. Оживились отношения с КНР. Новым элементом в отношениях двух стран стал начатый двухсторонний Стратегический диалог АС и КНР, «отражающий важность отношений между двумя странами» и предоставляющий возможность постоянно обмениваться мнениями по самым важным проблемам международной жизни. Руководство Китая весьма рассчитывало на то, что работавший в их стране и знавший их язык Радд будет «рукой Пекина» в Канберре, но по приходе к власти он занял достаточно твердые позиции в отношениях с КНР и Индией.
Очень осторожной была линия Рада во взаимоотношениях с Великобританией и связанной с этим проблемой республики в АС. Когда в 2007 г. АЛП получила бразды правления, глава ее МИД С. Смит заявил, что отделение от британской монархии неизбежно, но ввиду личной популярности королевы Елизаветы II это вряд ли осуществимо, пока та остается на троне. «В обществе есть мнение, что подходящее время для перемен — смена правящего монарха, когда бы это ни произошло». Ответ королевы на эти высказывания был прежним: она давно дала понять, что не будет возражать. В 2008 г. накануне визита в Великобританию К. Радд заявил, что он «всегда будет республиканцем», одновременно подчеркнув, что проводить референдум по этому поводу пока не время. Ибо, как он витиевато выразился, «сейчас у нас есть другая рыба для жарки в плане приоритетов дома». Впрочем, по возвращении в АС премьер-министр принял участие в проходившей в Канберре конференции с участием ученых, политических деятелей и представителей деловых кругов, где, в числе прочего, обсуждался проект будущего устройства Австралии. Согласно решениям конференции, референдум по вопросу о республике планировалось провести вместе с федеральными выборами 2010 г. Радд пообещал, что в случае его переизбрания система правления в АС сменится к 2013 г., но призвал своих сторонников не торопить события. «Тот факт, что саммит говорит "да" республике, это большой шаг вперед», -заявил он австралийскому ТВ.
Такие планы части политического класса АС, однако, противоречили позиции общества. Опросы показывали, что 64% молодых австралийцев в возрасте от 14 до 17 лет оставались приверженцами монархии. Социологи считали, что «Кевину Радду и его “республиканским” коллегам следует забыть об изменении Конституции на следующие несколько лет и сконцентрироваться на доказательстве того, что работающий австралиец сможет “выжить” в условиях высокой ставки процента и роста цен». По этой причине и на сей раз дальше разговоров с высокой трибуны дело не пошло. Тем более, что ситуация в стране становилась неблагоприятной для такого рода изменений.
Приблизительно с декабря 2009 г. восторг по поводу новаций АЛП начал сменяться менее благоприятными оценками. Прежде всего, общество не простило Радду его неудачи на форуме по проблемам изменения климата в Копенгагене. Оппозиция не поддержала лейбористскую схему по торговле выбросами, и глава правительства отложил решение этого вопроса, по крайней мере, до 2013 г. Популярность его пошла вниз: в апреле 2010 г. его обвиняли уже в невыполнении своих предвыборных обещаний по решению проблем экологии и изменений климата.
Далее, в головную боль руководства страны стали превращаться правительственные меры в отношении нелегальных иммигрантов. К. Радд сразу по приходе к власти, по сути, сломал только отлаженный механизм сдерживания беженцев, созданный при Говарде. И число нелегалов, получивших прямой доступ в АС, начало расти, что, в свою очередь, вызвало неприятие в широких кругах населения НЮУ и Виктории. Понимая риск такого поворота дел, глава кабинета принял решение отложить рассмотрение прошений о предоставлении убежища беженцам из Шри Ланки и Афганистана, а это повлекло за собой обвинения уже в расистском подходе к иммиграционной политике.
Вдобавок политика поощрения иммиграции породила не только увеличение потока нелегальных беженцев, но и бунты в центрах их временного размещения. Реакцией со стороны большинства населения стали не только протесты против расширения влияния ислама, но и открытые столкновения, носившие выраженный межэтнический характер. Все это сопровождалось внешнеполитическими осложнениями АС со странами исхода мигрантов, ввиду тесных связей этнических диаспор со своей родиной. Так, когда в начале 2010 г. участились нападения на индийцев, дело сразу же обрело международное звучание. Министр иностранных дел Индии С.М. Кришна пригрозил австралийскому правительству санкциями, если не будут приняты адекватные меры по обеспечению безопасности его соотечественников. В течение ряда лет власти АС вынуждены вести нелегкие переговоры с Индонезией, рассчитывая на содействие ее правительства в деле прекращения или хотя бы ограничения контрабандных перевозок нелегалов в АС. Сложность таких переговоров обусловлена зависимостью ключевых отраслей хозяйства Австралии от экспорта, финансовой выгодой от обучения в австралийских университетах иностранных студентов, интересами туриндустрии. Порядок регулирования австралийскими властями иммиграции постоянно находился и в зоне внимания таких международных организаций, как Лига арабских государств или ООН. В руки оппозиции был дан мощный козырь. К. Радд вынужден был признать свои ошибки и нарушение предвыборных обещаний, и программа «Большой Австралии» отошла на второй план.
Нарастали сложности и во внутренних делах. Меры по предотвращению последствий экономического кризиса 2008 г., попытки правительства сохранить рабочие места и вывести страну из рецессии привели к росту бюджетного дефицита и отсутствию средств для выполнения всех предвыборных обещаний. Избиратели поддержали меры премьер-министра по борьбе с мировым финансовым кризисом путем вливания миллиардов долларов для стимулирования экономики, но попытки выбраться из него путем введения новых налогов на большой бизнес не обрадовали никого. И хотя экономика Австралии выстояла за счет государственной помощи, по мнению наблюдателей, «правительство много говорило и мало делало». Столкновения по поводу новых налогов в горнодобывающей промышленности повлекли за собой ссору с богатейшей отраслью в экономике АС и привели к падению влияния АЛП в двух наиболее динамично развивающихся штатах страны — Квинсленде и Западной Австралии. В преддверии очередных федеральных выборов такая ситуация становилась опасной.
Сам же премьер-министр как политическая фигура перестал устраивать и его соратников по партии. Им были недовольны, например, лидеры профсоюзов, с пожеланиями которых Радд демонстративно не посчитался, формируя свое правительство. Его автократическая манера управления с помощью собственно -го «кухонного кабинета» породила недовольство рядовых члены АЛП и заднескамеечников в парламенте, которых Радд никогда не любил и не уважал.
Оппозиция же за этот период сумела сплотить свои ряды. Либералы за без малого три года трижды поменяли своего лидера: сначала их возглавил Б. Нельсон, затем амбициозный М. Тернбулл, который уступил свой пост более опытному аппаратчику Тони Эбботу. Поскольку жесткий курс «экономического рационализма», отстаиваемый в свое время Дж. Говардом, не вызывал особых симпатий избирателей, новое руководство партии объявило себя правоцентристами и постаралось выработать более умеренные подходы. В итоге в начале 2010 г. либералы, согласно опросам общественного мнения, стали обгонять по популярности лейбористское правительство; к июню 2010 г. показатели популярности АЛП достигли предельно низкого уровня. Ответом руководства АЛП стала смена лидера: при поддержке левого крыла партии место К. Радда заняла его заместитель Джулия Гиллард, ставшая одновременно первой в истории Австралии женщиной — главой правительства. К слову, эти события весьма напоминали сценарий смещения Р. Хоука в конце 1991 г.