Скала Улуру

Скала Улуру

Скала Улуру – известный символ Австралии, привлекающий толпы туристов. И это не удивительно,...

Несколько удивительных фактов об острове Фрейзер

Несколько удивительных фактов об острове Фрейзер

Несколько удивительных фактов об острове Фрейзер Этот остров имеет один из...

На пути к региональному лидерству (внешняя политика на рубеже XXI столетия ).

На пути к региональному лидерству (внешняя политика на рубеже XXI столетия ).

Руководителем внешней политики АС при Дж. Говарде стал опытный функционер Александр Дау-нер, разделявший идеи главы правительства. Важными элементами в системе международных отношений для страны являлись приоритеты, отдававшиеся АТР (особенно странам Восточной Азии); укрепление двусторонних отношений с США, Японией, Индонезией и Китаем; приверженность к принципам либерализации торговли; поддержка инициатив ВТО и АТЭС. Страна была также заинтересована в ограничении распространения оружия массового поражения и придерживалась позиций ООН по программам разоружения.

Отношения с США были по-прежнему ключевыми во внешнеполитической стратегии АС. Это государство оставалось главным союзником Австралии, вторым по значимости торговым партнером и крупнейшим инвестором. Сохранялись и военностратегические отношения. После событий середины 1980-х гг. АНЗЮС действовал по большей степени как двустороннее соглашение, и роль АС в нем естественным образом увеличилась. В июле 1996 г. представители США и АС провели раунд важных переговоров по упрочению контроля над ситуацией. По их итогам была принята Сиднейская декларация, которая дополняла договор АНЗЮС мерами по укреплению региональной безопасности: оговаривались постоянное военное присутствие США в ЮТР и координация действий с такими организациями, как Региональный форум стран АСЕАН и АТЭС и т.п. Установилась практика регулярных встреч на министерском уровне, которые властями АС расценивались как меры по укреплению обороноспособности страны. С началом претворения в жизнь новой «тихоокеанской доктрины Клинтона» отношение США к Австралии стало меняться в лучшую сторону: в Вашингтоне в ней, наконец, увидели надежного партнера. Правда, лейбористы усмотрели в этом чрезмерное подчинение США и ущемление национальных интересов Австралии, которая в случае любого вооруженного конфликта с участием США становилась второй по значимости целью. В 1999 г. журнал «Буллетин» приклеил к Дж. Говарду обидный ярлык «помощника американского шерифа» в ЮТР, который был тут же подхвачен средствами массовой информации как в АС, так и за его пределами.

Однако после трагедии 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке союзническая риторика премьер-министра стала созвучна подъему патриотизма, наблюдавшемуся в Австралии в связи с ее участием в кампании по борьбе с международным терроризмом, которую провозгласили и возглавили США. В октябре 2001 г. Дж. Говард заявил о решении послать 1550 австралийских военнослужащих для участия в наземных операциях в Афганистане. Он безоговорочно поддержал все действия США по борьбе с терроризмом. Такая позиция нашла понимание среди австралийцев, особенно в 2002 г. после взрыва клуба на о. Бали, где погибли 88 австралийских туристов. Однако отправка австралийского военного контингента в Ирак в 2003 г. не была столь же единодушно одобрена его согражданами, и к 2008 г. эти инициативы правительства перестали пользоваться полной общественной поддержкой в АС.

Важную роль в системе международных связей АС продолжала играть Новая Зеландия, с которой поддерживались самые активные политические и торговые отношения, получившие новый импульс с подписанием в 1998 г. Транстасманского соглашения о взаимном признании. В рамках, заданных этим документом, устанавливался фактически общий режим торговли и профессиональной деятельности для граждан обеих стран. В результате уже в 2000 г. АС стал для Новой Зеландии крупнейшим покупателем ее экспортной продукции, а Новая Зеландия, в свою очередь — крупнейшим рынком сбыта для модной одежды из Австралии. В мае 2004 г. впервые был созван Форум лидеров обеих стран, в работе которого с тех пор ежегодно участвовали ведущие политики, представители бизнеса и академических кругов. Его задача — обсуждение основных проблем развития двусторонних и региональных отношений. В январе 2006 г. вступил в силу Договор между правительствами Австралии и Новой Зеландии по установлению исключительной экономической зоны и границ континентального шельфа, касавшийся разграничений в акватории Тасманова моря и юго-восточных вод Тихого океана.

Для укрепления позиций Австралии в мире по-прежнему широко использовалось ее членство в международных организациях. Так, в рамках Содружества наций было удобно вести переговоры со странами ЮТР, входившими в его состав, влиять на их внешнеполитический курс, решать вопросы национальной и региональной безопасности. Посредством членства в МВФ, ВТО и ООН Австралия могла активно участвовать в программах оказания помощи малым странам Тихоокеанского региона, представлять их интересы во Всемирном банке и Азиатском банке развития, а также отстаивать и свои собственные интересы на международной арене. Созданная под ее эгидой Кэрнская группа производителей сельскохозяйственных продуктов следила за соблюдением правил честной торговли в этой области. В сфере развития экономических контактов одно из важнейших мест занимал АТЭС. В 2000 г. 74% товарного экспорта АС приходилось на страны АТЭС, куда отправлялась также половина австралийских зарубежных прямых инвестиций. Таким образом, рынки ближайших соседей были для Австралии чрезвычайно важными. Значимость регулярных саммитов АТЭС заключалась и в том, что они предоставляли возможность для личных встреч и переговоров лидеров всех стран-участниц этого объединения.

Внешнеторговые связи АС продолжали расширяться — в условиях глобализации вопрос о «выкупе Австралии» уже не поднимался, напротив, все чаще перед австралийскими политиками ставились задачи устранения каких-либо барьеров в сделках с иностранными партнерами. Проводились переговоры о расширении зон свободной торговли в регионе, которые помимо Новой Зеландии в перспективе должны были включать всех ближайших соседей по региону. Важнейшим среди них стал подписанный в 2004 г. договор о свободной торговле с США. В 1996 г. экспорт товаров из АС превзошел показатели импорта на 1,3 млрд. долл..

Главными торговыми партнерами стали государства Азии: Япония, Республика Корея, Тайвань, КНР. В 2007 г. в ходе очередного саммита АТЭС Дж. Говард и В.В. Путин подписали пакет важных экономических документов. Хозяйственный механизм АС удачно вписывался в региональные и мирохозяйственные связи.

Правительство АС особо выделяло АСЕАН, как «инструмент поддержания региональной политической гармонии и стабильности», и поддерживало с его участниками самый широкий круг отношений: развивались экономические, политические, культурные связи. Региональный Форум АСЕАН стал одной из важнейших составляющих оборонно-стратегических схем АС. Начало диалога с КНДР в рамках этой организации в 2000 г. всячески приветствовалось, и тогда же АС объявил о восстановлении дипломатических связей с Северной Кореей. При этом команда Говарда полностью отказалась от риторики Китинга и, сотрудничая со странами Азии, подчеркивала, что АС никогда не был и не будет азиатской страной, а останется приверженцем идеалов западной демократии. Премьер-министр сформулировал это следующим образом: «Мы — европейская, западная цивилизация, связанная крепкими узами с Северной Америкой, но мы находимся в Азии… Мы должны быть здесь самими собой».

Однако попытки сэкономить на помощи соседним странам, которые предпринял Говард в начале своего правления, исходя из проводимой им тогда стратегии финансовой экономии, привели к недовольству и протестам как со стороны правительств КНР, Индонезии, Филиппин и Вьетнама, так и со стороны их австралийских партнеров по бизнесу. Вскоре эта оплошность была исправлена: Австралия была весьма заинтересована в укреплении более тесных связей с ближайшими соседями. В апреле 2001 г. была подписана Сиднейская декларация об австралояпонском созидательном партнерстве, определившая основные направления двусторонних отношений. Набирали темп контакты с КНР, которую руководство Австралии рассматривало как важный компонент в создании системы региональной безопасности. Интерес к китайскому внутреннему рынку подстегивал правительство АС к поощрению развития торговых связей и интеграции КНР в глобальную экономику. В 2007 г. КНР впервые заявила о себе, как «лидирующем торговом партнере» Австралии, обогнавшем по показателям торгового оборота и США, и Японию. Особым спросом в Китае пользовались австралийские железные руды, медь, уголь и другие виды полезных ископаемых, а также шерсть. В Австралийский Союз отправлялись китайские товары (одежда, игрушки, компьютеры, телекоммуникационное оборудование, игры, мебель и химикаты). Экономические связи, установленные между двумя странами, приносили баснословные прибыли в самые кратчайшие сроки всем участвующим в них сторонам. Так, в начале 2008 г. 3 из 8 миллиардеров Австралии получили свои сверхдоходы от сотрудничества с КНР. Объем обмена товаров и услуг с Восточной Азией составил 50% австралийских торговых связей с остальным миром.

А отношения с ближайшим соседом — Индонезией развивались непросто. Вопрос о статусе Восточного Тимора был внутренним делом Индонезии, однако богатства острова и прилегающего к нему шельфа всегда были привлекательны как сфера приложения предпринимательской активности. В 1999 г. жители этой территории высказались в пользу отделения от Индонезии, а введенные на территорию Восточного Тимора отряды индонезийской милиции провели кампанию «выжженной земли», что стало поводом для международного вмешательства в сложившуюся ситуацию. Дж. Говард согласился на организацию и оправку в Восточный Тимор миротворческих сил ООН, в которых главная роль принадлежала его стране. Сюда прибыли 4,5 тыс. австралийских военных под командованием генерала Питера Косгроува для предотвращения серьезных вооруженных столкновений, возникших на Тиморе после провозглашения там независимости, между сторонниками самостоятельности и проиндонезийскими силами. С одной стороны, этот шаг правительства принес Говарду поддержку сограждан, видевших в миссии ВС АС гарантию восстановления порядка и предотвращения дальнейших убийств. С другой, вмешательство в дела Восточного Тимора обострило отношения с Индонезией и мусульманским миром в целом. События на острове и вокруг него продемонстрировали и ненадежность США как союзника АС. В результате этот шаг правительства привел к разрыву дипломатических отношений с Индонезией. Ситуация осложнилась, когда лидер

Восточного Тимора A. Гужмао начал демонстрировать свою лояльность Индонезии, отказавшись от какой-либо помощи со стороны АС. Это вынудило Канберру начать новый раунд переговоров; в итоге правительство независимого Восточного Тимора в рамках заключенного под эгидой ООН соглашения по Тиморскому морю получило в 2001 г. 7 млрд. долл. от осуществлявшихся в его акватории разработок месторождений нефти и газа. Но общественность Австралии в этот раз смотрела на отношения с Восточным Тимором с большим скепсисом. В целом, вмешательство АС в эти события было оценено как ошибка внешней политики Говарда.

Осложняли отношения с Индонезией и проблемы торговли наркотиками, в которую оказались втянуты некоторые граждане АС, а также позиции, занятые правительством Австралии в вопросе о предоставлении «особой автономии» индонезийской провинции Западная Папуа. В 2002 г. в результате теракта на острове Бали пострадали около 200 австралийцев. Испорченные отношения с Индонезией были восстановлены только в ходе совместных операций против террористов и после оказания АС помощи в размере 1 млрд. долл. для восстановления Индонезии после катастрофических последствий землетрясения и цунами в Рождество 2004 г.

Большое внимание уделялось делам ЮТР, где по-прежнему политическая нестабильность порой определяла ситуацию. Совместно с Новой Зеландией АС оказывал финансовую помощь независимым государствам этого региона, которая исчислялась сотнями тысяч долларов ежегодно (только Папуа Новая Гвинея получала в год около 300 млн. долл.), а также помогал наладить мирную жизнь в процессе урегулирования частых вооруженных конфликтов. Помимо Восточного Тимора АС, отправлял своих военных и дипломатов в другие горячие точки региона: Фиджи, Соломоновы острова, ПНГ. На острове Бугенвиль, принадлежавшем Папуа — Новой Гвинее, где гражданская война бушевала почти 20 лет и лишь в 1998 г. закончилась подписанием соглашения о прекращении огня, поддержание мира только в 1999 г. обошлось австралийской казне в 24 млн. долларов. В результате военные расходы АС к 2001 г. выросли до 13 млрд. долларов, что было больше, чем суммарные траты на оборону ведущих игроков региона (Малайзии, Сингапура, Филиппин и Новой Зеландии). Это вмешательство в дела неспокойных соседей отнюдь не вдохновляло австралийскую общественность, ибо усилия правительства не приносили ощутимых дивидендов.

Отношения с Европой, в противовес региональным, в целом складывались ровно. Суммарно государства Европейского Союза были важным торговым и политическим партнером АС как в рамках ООН, так и на двустороннем уровне. Важнейшим из них оставалась Великобритания — один из ведущих членов Содружества наций. Отношения с Российской Федерацией в период первых двух сроков правления Дж. Говарда не были столь интенсивными, как при его предшественниках. Причины тому многообразны, но главная — невысокий интерес, который проявляли друг к другу как предприниматели, так и правящие круги двух стран. В 1990-х гг. торговые отношения между нашими государствами находились на низком уровне и характеризовались, как и в предшествующие годы, явным дисбалансом — превышением австралийского экспорта в Россию над импортом из РФ в АС почти в 8,5 раз. Только в начале XXI в. наблюдался довольно быстрый рост показателей товарооборота (примерно в 3 раза), что повлекло за собой оживление и политических контактов. Главные сферы международного сотрудничества АС и РФ — нераспространение ядерных вооружений и региональная безопасность. Из договоров, заключенных в начале XXI в., официальная сводка МИД АС выделяла Соглашение о двойном налогообложении 2000 г. (вступило в силу в 2004 г.) и Соглашение о сотрудничестве в области использования ядерной энергии в мирных целях (2007 г.). Определенным символом оживления взаимного интереса наших стран стали проходившие в 2005 г. и 2006 г. в Москве недели Австралии и соответствующие мероприятия российского бизнес-сообщества в АС. Деловые связи все более приобретали региональное измерение: субъекты РФ на Дальнем Востоке имели с АС куда более тесные отношения, чем федеральный центр. За последние годы несколько оживилась программа визитов государственных деятелей. В рамках международных мероприятий, проходивших на территории РФ, нашу страну посетили: в 2002 г. министр иностранных дел АС А. Дау-нер, в 2005 г. генерал-губернатор М. Джеффри, в 2006 г. казначей П. Костелло и в 2007 г. во главе австралийской парламентской делегации спикер палаты представителей Д. Хоукер. В АС побывали министр сельского хозяйства А. Гордеев в 2004 и 2007 гг., думская делегация и сопровождавшие В.В. Путина лица в 2007 г.

Этот умеренный курс характеризовал внешнеполитические связи АС в начале текущего столетия.