Изменения в общественном сознании страны.
Изменения в общественном сознании страны.
В определенном смысле 1970-е гг. стали еще одним рубежом для Австралийского Союза. Во многом поменялись базовые постулаты как внутренней, так и внешней политики страны: ушли в прошлое имперская лояльность и приверженность Британской империи, а также политика «белой Австралии»; нуждались в пересмотре общее направление экономического курса, протекционизм, арбитраж и степень государственного регулирования. Партии коалиции, менее склонные к политическому экспериментированию, стремились по возможности сдержать бег времени. Но экономические трудности начала 1980-х гг. подстегивали элиту АС к более решительному пересмотру основ «австралийского соглашения» начала ХХ в.
Уход из жизни в эти годы сразу двух столпов традиционного либерализма Австралии — Р. Мензиса и Дж. МакЮэна — знаменовал своего рода рубеж эпохи. К этому времени правительство Фрейзера окончательно отказалось от проведения протекционизма и большей части того комплекса политических подходов, которые составляли базис австралийской государственности и которые всю свою жизнь отстаивали представители старшего поколения государственных деятелей страны.
Характерной чертой политической жизни в конце 1970 — начале 1980-х гг. стало упрочение позиций неолиберализма, который в Австралии получил наименование экономического рационализма. Главной идеей этого учения являлась вера в силу рыночной экономики, убеждение, что «не может быть иной формы разума, кроме логики рынка». Своего рода реакцией на укоренившуюся в государственной практике политкорректность стало появление и распространение взглядов новых правых, которые пропагандировали отход от государственного регулирования в сторону индивидуализма, защиту прав и свобод личности, традиционных семейных устоев и стабильной внешней политики. Эти идеи оказывали самое серьезное влияние как на АЛП, так и на партии коалиции, особенно либералов. Аграрии, как всегда, сохраняли большую приверженность к традициям. Таким образом, АД оставались единственной лево-популистской партией в большой политике АС.
Важно, наконец, указать и на еще одну характеристику 1970-х гг. Они стали временем трансформации традиционной общественной морали: в АС открывались секс-шопы, в журнале для женщин «Клио» публиковались фото обнаженных мужчин, были организованы, несмотря на протесты обывателей, нудистские пляжи. Австралийские гомосексуалисты стали открыто выступать в защиту своих прав. В 1978 г. в Сиднее в районе Кинг Кросс, славившемся своими вольными нравами, состоялся первый в истории АС гей-парад Марди Гра. Свобода нравов, мода на туфли на платформе и расклешенные брюки очень нравились молодежи. Она же первая подхватила и новые тенденции в музыке, с успехом гастролировали в АС Род Стюарт, Дэвид Боуи, ансамбль АББА; появилась АС/БС — австралийская рок-группа, приобретшая мировую известность. Эпатаж стал основой популярности.
На фоне массовой культуры не тускнели и достижения австралийских мастеров. В эти годы расцветала слава таких мастеров художественного слова, как Морис Уэст, Джудит Райт. Патрик Уайт — романист, поэт и драматург, удостоенный в 1973 г. Нобелевской премии в области литературы, — стал наиболее крупным представителем модернизма в АС. Воплощением новых тенденций в живописи Австралии стали работы Сиднея Нолана, Артура Бойда и Альберта Таккера. В противовес засилью Голливуда на австралийском экране появились свои яркие мастера. Так, в 1975 г. взошла звезда режиссера Питера Уира: удостоился награды его полнометражный фильм «Пикник у Висящей скалы», а «Галлиполи» с Мэлом Гибсоном в главной роли стал практически культовым для австралийцев, чтущих память героев первой мировой войны. Театральные сезоны открывались во всех крупных городах страны, к постановкам привлекались самые известные писатели и художники. На мировых подмостках заблистала оперная дива Джоан Сазерленд. Австралийские композиторы и хореографы поставили более 50 балетов на местные темы. Была заложена традиция регулярного проведения разнообразных фестивалей искусств. В 1973 г. было завершено строительство Сиднейского оперного театра, ставшего самым оригинальным архитектурным проектом своего времени. Канберра приобретала новые черты. В 1968 г. здесь была открыта Австралийская национальная библиотека, в фонды которой отправлялся обязательный экземпляр каждой напечатанной в АС книги. Здание этой библиотеки знаменовало собой новые тенденции в австралийской архитектуре — строгие геометрические формы, окруженные по периметру колоннадой-верандой, и щедрый декор внутри в виде ярких витражей и гобеленов. Американский архитектор Р. Джургола в 1979 г. построил в австралийской столице новый комплекс зданий парламента АС; уникальный облик квартала дипломатических представительств определили посольства, где каждое было построено в архитектурных традициях того государства, которое оно представляло. Рост популярности телевидения, а затем появление персональных компьютеров и интернета, доступ к которому практически уничтожил фактор удаленности этого государства от мировых центров, еще больше способствовали вовлеченности австралийцев в мировое пространство.