Конституционный кризис 1975 г. и его последствия.
Конституционный кризис 1975 г. и его последствия.
Растущее недовольство курсом АЛП приобретало массовую поддержку и вылилось в противостояние кабинета и оппозиции в стенах федерального парламента. Дважды подряд — в 1974 и 1975 гг. — сенат, большинство мест в котором принадлежало оппозиции, отказывался утвердить ряд важных законопроектов правительства (в том числе бюджет), предусматривавших еще один виток расходов. Это фактически парализовало деятельность государственного сектора экономики. Оппозиция настаивала на проведении новых всеобщих выборов; совместное заседание обеих палат, предусмотренное КАС как средство решения таких конфликтов, не принесло успеха. В последние месяцы 1975 г. ситуация зашла в тупик.
В создавшемся положении генерал-губернатор сэр Джон Керр использовал свои полномочия и 11 ноября 1975 г. объявил о неспособности кабинета министров управлять страной, создании временного правительства под руководством лидера оппозиции Малколма Фрейзера и досрочном роспуске парламента и проведении внеочередных выборов.
Почитатели и поклонники Уитлема из среды левой интеллигенции увидели в действиях Керра заговор международного капитала и грубое вмешательство Великобритании во внутренние дела АС, и с их легкой руки эти события получили название «государственного переворота по-австралийски». Реакция рядовых сторонников премьер-министра на его отстранение от власти была весьма бурной. Митинги и демонстрации протеста на улицах крупных городов собирали до 50 тыс. человек, несогласие со смещением избранного народом премьер-министра назначенцем королевы было лейтмотивом выступавших ораторов. Но на досрочных выборах в декабре 1975 г. избиратели в большинстве своем проголосовали против курса Уитлема: его прямые противники — либералы и аграрии получили 53% голосов, а АЛП -только 42,8%. Победа партий коалиции была абсолютной: 91 место в палате представителей и 37 — в сенате (у АЛП, соответственно, 36 и 25). По словам австралийского историка Ч. М. Кларка, местный «электорат еще раз продемонстрировал истину, что история скроила его твердым консерватором: в выборе между status quo и умеренным изменением он четко придерживался консервативного образа жизни».
Малколм Фрейзер
Премьерство М. Фрейзера. Пришедшая к власти либерально-аграрная коалиция оказались в затруднительном положении. Лейбористы не собирались сдаваться; общественное же мнение было отнюдь не целиком на стороне нового премьер-министра. Мировоззрение М. Фрейзера основывалось на постулатах традиционного австралийского либерализма ХХ в.: вере в силу частной инициативы и в необходимость защищать права личности в противовес чрезмерному государственному регулированию; уважению принципов парламентаризма; отстаиванию интересов нации в целом, а не отдельных ее частей или классов. Прогрессивной интеллигенцией страны такие, очевидно умеренные подходы расценивались как симптомы поправения курса либералов.
В каком-то смысле внутри либеральной партии действительно усиливались позиции сторонников течения «новых правых». За фасадом официальной риторики скрывались перипетии внутрипартийной борьбы между двумя течениями в либерализме АС: правыми, по тогдашней терминологии, «сухими» (сторонниками монетаристской школы и опоры на рыночную экономику), и умеренными, или «мокрыми» (предпочитавшими более привычное для Австралии государственное регулирование). Однако лидер правящей коалиции старался сглаживать эти противоречия и проводить сбалансированный, курс на стабилизацию, действую при этом в духе традиций преемственности, характерных для политической культуры Австралии — без коренной ломки всего, что было сделано предшественниками.
Главной проблемой стала коррекция положения в экономике страны: в первую очередь, необходимо было обуздать рост инфляции и безработицы, сократить дефицит бюджета. Для чего была проведена полная индексация подоходного налога. В ходе последовавшей вслед за этим реформы налогообложения были введены льготы частному бизнесу и выделены субсидии на развитие промышленности. На фоне режима жесткой финансовой экономии сокращались выплаты на социальные нужды, искусство, охрану окружающей среды. Сфера услуг стала одной из самых динамично развивавшихся отраслей экономики: в 1975 г. в ней было занято 55% общего числа работающих.
В рамках провозглашенного правительством курса «нового федерализма» была поставлена задача «обеспечить эффективный барьер против централистского авторитарного контроля». Но единственным серьезным шагом в этом направлении стало заявление о необходимости провести четкое разграничение юрисдикции и финансового обеспечения всех уровней власти в рамках проведения налоговой реформы, предусматривавшей передачу штатам части полномочий по сбору налогов. Однако предлагавшаяся схема не устраивала австралийских политиков на местах: они просили обеспечить им в перспективе прямой доступ к подоходному налогу. В итоге общая сумма выплат штатам существенно не выросла, а сами субъекты федерации не спешили воспользоваться сомнительным правом налагать дополнительные налоги, что было чревато быстрым всплеском недовольства избирателей.
В то же время были сняты некоторые ограничения на иностранные инвестиции, пшеница и мясо потеснили шерсть в качестве основных продуктов экспорта; самые большие прибыли приносила торговля энергетическим сырьем и минералами. Западная Австралия и Квинсленд как основные поставщики минерального сырья стали резко вырываться вперед, обгоняя остальные штаты. Однако такая большая зависимость от экспорта, с одной стороны, втягивала страну в процессы глобализации мировой экономики, а, с другой, ставила ее в тесную зависимость от торговых партнеров и делала очень уязвимой.
В целом экономическая политика Фрейзера оказалась недостаточно успешной. В результате принятых мер инфляция пошла на спад, но одновременно сократилась занятость населения: к 1978 г. число безработных превысило 400 тыс. человек. Для решения этой проблемы было создано Бюро по делам отношений в промышленности, однако эффективность его деятельности была невелика. Следствием всего этого стало падение доходов рядовых австралийцев: в 1982 г. из 15 млн. населения страны около 2 млн. жили ниже уровня бедности.
В области отношений с коренным населением кабинет Фрейзера продолжил линию его предшественников. В 1976 г. парламент принял Закон о праве собственности на землю аборигенов Северной Территории: пятая часть ее земельного фонда переходила на правах держания в распоряжение тех общин, которые имели свои святилища в этих районах. Позже аналогичные законы появились в Южной Австралии, Новом Южном Уэльсе; в Квинсленде, Западной Австралии и Тасмании эти проблемы решались гораздо труднее; но в целом сфера их приложения затронула в целом почти 11% территории страны. Постепенно правительство пыталось урегулировать вопросы предпринимательства на землях аборигенов; и хотя горнодобывающие корпорации всячески стремились свести к минимуму отчисления от своих сверхприбылей, определенную долю от их доходов аборигены все же получали.
Но главное для многих из них были не только финансовые доходы. «Нам не нужны деньги. Мы хотим нашу землю», — заявляли представители аборигенов на переговорах с бизнесменами. Полученные туземцами территории передавались в ведение земельных советов, которые представляли соответствующие племена. Разрабатывалась программа поощрения предпринимательства в местных общинах: предлагалось оплачивать аборигенам их занятия охотой и собирательством и учитывать время для проведения их традиционных религиозных церемоний. В эти же годы при университетах создавались центры по изучению юридических прав аборигенов и проводились конференции по этим вопросам. Правительство коалиции начало также разрабатывать политику самоопределения аборигенов.
В сфере иммиграционной политики М. Фрейзер руководствовался принципами «гуманитарной приверженности приему беженцев для переселения», в рамках которой охотно предоставлял статус беженца многим соискателям и расширил приток иммигрантов из Азии. Среди граждан АС в массовом порядке появляются выходцы из ЮВА: на континенте нашли приют порядка 30 тыс. беженцев из Вьетнама, молодежь получила доступ к высшему образованию, и эта волна иммиграции достаточно успешно адаптировалась в новой для них среде. Австралийское общество отнеслось к ним с определенной долей симпатии и понимания, как к жертвам вьетнамской войны, весьма непопулярной в АС.
Политика мультикультурализма при Фрейзере также не оспаривалась и получала дальнейшее развитие. В 1980 г. был основан Австралийский институт по делам мультикультурализма, сформирована Комиссия по правам человека и ратифицирована Международная конвенция по искоренению всех форм расовой дискриминации. Хотя случаи столкновений на этнической почве были редки, чрезмерные уступки правительства требованиям аборигенов в земельном вопросе, а также увеличивавшийся приток иммигрантов из Азии порождали настроения настороженности среди белого населения страны.
Во внешней политике М. Фрейзер руководствовался главным образом своими собственными взглядами, поэтому перемены были более ощутимы. С одной стороны, он был широко известен как борец против апартеида в Южной Африке и противостоял правительству белого меньшинства в Родезии, где способствовал приходу к власти в 1980 г. Р. Мугабе. С другой стороны, более прохладными стали отношения со странами социалистического лагеря. Особенно резкими были выступления М. Фрейзера в период бойкота Московской Олимпиады 1980 г., когда в знак протеста против советского вторжения в Афганистан 35 стран отказались от участия в Играх, и Австралия вошла в их число. Впрочем, сделав резкие политические заявления на этот счет, премьер-министр не препятствовал участию австралийских спортсменов в состязаниях в Москве. Несмотря на призывы премьер-министра, Австралийский олимпийский комитет большинством в один голос принял решение об отправке команды в Москву. Позже, уже в отставке, Фрейзер и сам признался, что его попытка бойкота была ошибкой.
Кабинет коалиции возобновил тесные контакты с США, которые по-прежнему считали ЮТР зоной «фундаментальных американских интересов». На территории Австралии разместились около 40 военных объектов США. Действие пакта АНЗЮС было распространено на Индийский океан, к которому тогда проявлял большой интерес СССР; там же была проведена серия военноморских учений и завершено строительство ряда военных баз на прилегающей территории Австралии. В условиях продолжавшейся холодной войны кабинет Фрейзера, с одной стороны, поддерживал США, а с другой, в первую очередь стремился защитить собственные австралийские военные и торговые интересы. Так, оказывая всемерную поддержку своим американским союзникам, австралийские государственные деятели просчитывали и потенциальные угрозы предоставления своих баз в их распоряжение, опасаясь, что такое тесное сотрудничество может увеличить риск ядерной атаки на АС или же поведет к ослаблению самостоятельности Австралии на международной арене. Поэтому главным направлением было оказание помощи без ущерба для национальных интересов АС.
Одновременно укреплялись региональные связи. Австралия признала индонезийскую аннексию Восточного Тимора, хотя и предоставила убежище многим беженцам с этого острова. В 1980 г. создан Комитет тихоокеанского сотрудничества, целью которого было политическое и экономическое объединение стран Океании под эгидой АС. Австралия, крайне заинтересованная в расширении своего присутствия в АТР, налаживала самые тесные контакты в соседями, в частности, со странами АСЕАН.
Предпринятые меры несколько улучшили общее положение страны, но начало мировой экономической депрессии в 1982 г. сказалось и на Австралии: поползла вверх инфляция, в стране насчитывалось около 700 тыс. безработных, прошли массовые забастовки. Все чаще раздавались протесты против экономической политики либералов, не все соглашались с политикой в отношении аборигенных земель. Пошел на спад минеральный бум в Австралии. На репутации правительства ощутимо сказался скандал с уклонением от налогов, в котором были замешаны ряд видных членов Либеральной партии.
Значительно ослабил позиции коалиции и раскол в рядах либералов. В апреле 1977 г. часть несогласных с курсом премьер-министра объявила о создании партии Австралийских демократов (АД), по определению ее первого лидера Дона Чиппа, — «новой реформистской партии», ориентированной на «более просвещенные группы общества». Основу ее политики составляли «принципы честности, терпимости, сострадания и прямой демократии», защита окружающей среды и прав животных, неприятие примата экономического рационализма, внимание к здравоохранению и мерам социальной поддержки, протест против ядерных технологий и оружия. Пик популярности АД пришелся на 1977 г., когда на федеральных выборах она получила 9,4% голосов избирателей; впоследствии ее рейтинг держался в пределах 5-6%. В 1980 г. Д. Чипп провозгласил свой знаменитый лозунг — «Заставим ублюдков быть честными». Под этим подразумевались намерения сделать политику страны открытой и доступной для всех граждан. В последние десятилетия ХХ в. демократы занимали места в парламентах ряда штатов, а также в сенате. Первым сенатором от АД стала Джэнин Хейнс, и самое активное участие женщин в руководстве этой партии стало еще одним отличительным ее знаком. Демократам удалось несколько потеснить традиционные парламентские объединения, и их фракция заняла на федеральной арене позицию третьей силы.
Итогом всех этих изменений стало поражение партий коалиции на федеральных выборах 1983 г., что еще больше укрепило убеждения молодой генерации либералов в том, что прежние методы управления страной безнадежно устарели.