Начало «неолиберальной эры».
Начало «неолиберальной эры».
В результате симпатии избирателей к АЛП пошли на убыль, тем более что программные заявления двух ведущих политических сил страны к этому моменту сблизились настолько, что о них говорили, как о двойниках, отличавшихся лишь по названию. Выборы 1996 г. принесли ошеломляющую победу коалиции: ее представители получили подавляющее число мест в обеих палатах федерального парламента. Триумф либералов во многом был связан с вернувшимся в большую политику Дж. Говардом. Будучи осторожным и закаленным политиком, учитывая опыт собственных ошибок, в публичной риторике Говард умело перемешивал монетаристские постулаты с противоречащими им неокейнсианскими рецептами, воздерживаясь при этом от изложения конкретных приемов, с помощью которых либералы намеревались решать насущные проблемы. При этом правительство заверяло граждан, что оно ничего не будет изменять в государственном устройстве АС, не получив на то согласия избирателей. В области внешней политики премьер обещал восстановить связи АС со странами Европы и Америки, закрепив за Австралией статус европейской державы в АТР, а не просто придатка Азии.
Главным помощником премьер-министра и казначеем в его кабинете стал Питер Костелло, сторонник и проводник консервативной фискальной политики, чье имя стало пугалом для большинства средств массовой информации в АС. В какой-то степени этот дуэт консерваторов напоминал о когда-то весьма удачном тандеме Хоука и Китинга. Следует отметить, что впервые в состав кабинета министров вошли сразу четыре женщины, получившие портфели министров по социальным вопросам, занятости и образования, делам семьи, а также оборонной промышленности, науки и кадровой политики. Эти назначения отражали произошедшие в стране перемены в положении австралиек в 1990-х гг. Теперь уже никого не удивляли женщины у руля правления крупных корпораций, женщины-пилоты в ВВС, главы политических партий; посты премьеров и губернаторов в отдельных штатах тоже занимали женщины.
Ничто не препятствовало премьер-министру в проведении в жизнь его программы. Ключевыми моментами ее стали налоговая реформа, отношения в промышленности, иммиграция, борьба с терроризмом и война в Ираке, аборигены. Впрочем, осуществлялось все это весьма осторожно, и проведение преобразований растянулось на все сроки пребывания Говарда у власти: с 1996 г. по 2007 г., поскольку австралийцы четыре раза подряд отдавали на выборах предпочтение партиям коалиции. В первый год пребывания у власти был издан свод правил поведения государственных чиновников, предусматривавший, в частности, строгое соблюдение этики расходов и доходов самих госслужащих и их ближайшего окружения, а также запрет на злоупотребления своими привилегиями и на лоббистскую деятельность. «Кодекс министерской честности» был призван навести порядок в управленческом аппарате Австралии. Затем началось проведение реформы государственных служб, которая предусматривала сокращение штата и финансирования госаппарата, приватизацию госпредприятий, реструктурирование управленческих структур. Этими мерами Говард стремился сломить засилье бюрократов, воплотить в жизнь идеал правых либералов о «малом правительстве» и максимально возможно перевести деятельность госаппарата на рыночную основу. Фактически он и его кабинет проводили политику, начатую еще при лейбористах, но более ускоренными темпами. Кроме того, закон о государственной службе 1999 г. заменил строго централизованную систему управления на ряд самостоятельных агентств, ввел более жесткие критерии отчетности и стал первым камнем в основании дальнейших преобразований в деле усиления эффективности госуправления.
В области экономики либералы стали проводить в жизнь положения «Ответного удара», делая это крайне аккуратно. Учитывая настороженное отношение населения к планам налоговой реформы, Говард отложил на потом введение непопулярного в Австралии налога на товары и услуги (НТУ). Режим же жесткой финансовой экономии был введен в первый же срок правления коалиции: для покрытия 8 млрд. долларов — таков был размер дефицита бюджета — сокращались государственные расходы на проведение существовавших при АЛП 70 программ социальной помощи, которые осуществляли 16 федеральных агентств, стоивших государству 1,2 млрд. долларов ежегодно. В том числе ограничивалось финансирование министерств и ведомств, частично снизились непроизводительные расходы на нужды образования, обороны, транспорта; была свернута помощь развивающимся странам.
Аналогичным образом либералы подстраивали под критерии рыночных отношений социальную политику. Выплаты пособий и пенсий регулировались новым законом о социальной безопасности 1999 г., контроль за его соблюдением осуществлял департамент по делам семьи и социальных служб. В 2001 г. федеральное правительство объявило о введении 4-годичной программы «Австралийцы, работающие вместе», в которой предусматривалось истратить 1,7 млрд. долларов на реформу социальной поддержки для малообеспеченных граждан. В результате этих изменений с 1997 по 2001 гг. практически на одном уровне (с поправкой на инфляцию) остались пенсии по старости. Сократили часть платежей в категории поддержки инвалидов и некоторые виды пособий для безработных. Подверглись пересмотру и по ряду показателей выросли платежи в категории поддержки семьи, пособия студентам и учащимся. В 1998 г. были введены новые правила получения пособия по безработице для молодых людей, получившие название «взаимных обязательств»: государство выплачивало им пособия при условии более активного поиска ими новой работы, переподготовки или повышения их квалификации. Таким образом, речь шла не просто о сокращении числа получателей пособий, а поощрении молодежи к активным действиям по поиску заработка в противовес безделью за счет казны.
Сохранялась в неприкосновенности система «Медикэар», постепенно росли лишь суммы страховых взносов; суммарно эти сборы составляли 17,5% от федеральных расходов на здравоохранение. В 1996 г. федеральное, штатные и правительства территорий заключили соглашение под названием Национальное общественное партнерство в вопросах здравоохранения, «как признание необходимости национального подхода к здоровью общества и развитию здравоохранения». Проводились масштабные мероприятия по профилактике и лечению самых опасных заболеваний: сердечнососудистой системы, рака, диабета и астмы. Принимались меры по борьбе с наркоманией: проблема эта была весьма серьезной, и в 1999 г. смертность от наркотиков и передозировки лекарств стояла на третьем месте после самоубийств и автокатастроф.
Коалиционное правительство немало времени уделяло коррекции проблем федерации. Велась постоянная работа со штатами по пересмотру финансовых отношений: им было предоставлен ряд налоговых полномочий в обмен на сокращение дотаций из центра. В рамках заключенного на 1998-2003 гг. соглашения по здравоохранению предоставлялись специальные гранты на развитие государственных госпиталей. Впрочем, принимая деньги от центра, штатные власти не всегда прислушивались к требованиям федерального правительства и пытались отстоять интересы своих граждан, там, где, по их мнению, таковые нарушались. Порой премьер-министру приходилось самым жестким образом настаивать на соблюдении федеральных законов. Так, несмотря на сопротивление жителей глубинки, для которых оружие было предметом обихода, в 1996 г. был принят закон, ограничивший свободный доступ граждан к полуавтоматическому оружию. Штатные власти сначала саботировали его исполнение, и только в 1999 г., после очередной трагической перестрелки в Новом Южном Уэльсе, они изменили свою позицию.
Продолжалась широкая программа приватизации государственных корпораций. По мнению специалистов, в 1996-1998 гг. была осуществлена «самая большая распродажа государственных предприятий в австралийской истории». Поменяли владельцев ряд крупных аэропортов, предприятий военного профиля, судоходных и железнодорожных компаний. Правительство рассчитывало за счет полученных средств (а они приближались к 100 млрд. долл.) погасить государственные долги и преуспело в этом: в начале XXI в. этот показатель составлял 7% от ВНП, что приближалось к уровню ряда европейских стран, США и Японии. Государственные расходы в АС действительно стали одними из самых экономных в мире. Однако процесс приватизации вызывал ожесточенное сопротивление жителей глубинки, опасавшихся повышения тарифов на услуги со стороны новых распорядителей. Их поддержали защищавшие интересы граждан Национальная партия, Австралийские демократы, лейбористы и профсоюзы. Чтобы смягчить эту болезненную реакцию, правительство обещало пустить полученные средства на общественные нужды. Так, средства от поэтапной продажи акций крупнейшей в стране телекоммуникационной компании «Телстра» направлялись на проведение мероприятий по охране окружающей среды и на осуществление ряда социальных программ.
Забота о сохранении природной уникальности страны к концу ХХ в. прочно вошла в сознание нации как неотъемлемая часть австралийского образа жизни. Огромную роль здесь сыграли средства массовой информации, активно пропагандировавшие идеи экологистов, деятельность национальных парков, которые находились под управлением правительства и аборигенов, а также поддержка охраняемых объектов, включенных в списки национального наследия. Из этого обширного перечня 14 крупнейших природно-культурных заповедников Австралии входили в реестр мирового наследия. В 1999/2000 фин. г. выплаты правительства на содержание музеев, библиотек и ботанических садов составляли львиную долю в финансировании этих учреждений; зрелищная индустрия получала примерно треть необходимых для ее деятельности сумм все от того же государства.
Система образования стала еще одним проблемным направлением деятельности правительства. Общественность очень болезненно отреагировала на ограничение дотаций в системе народного просвещения, которые проводились либералами. Несмотря на значительные сокращения правительственных субсидий университетам, система высшего образования в АС оставалась одной из лучших в мире, а доходы от обучения иностранных студентов составляли пятую по величине экспортную статью. Учитывая эти факторы, правительство вынуждено было пойти на уступки. Отчисления в систему образования медленно, но росли; сохранялись в силе все принятые ранее законы и выплаты по ним. В конце столетия расходы на поддержку системы образования составляли 5,4% от ВНП, 59% грантов получали школы и 27% приходились на долю университетов. Кроме того, государство поддерживало науку и изобретательство; традиционно расходы на прикладные разработки значительно превышали ассигнования на гуманитарную сферу.
В результате выборов 1998 г. правительственное большинство в палате представителей сократилось с 45 до 12 мест. Сказывалось неприятие сокращения социальных расходов, и в свете этого проблемы налоговой реформы стали главным вопросом. Без кардинального решения давно назревших финансовых проблем нельзя было продолжать перевод АС на рельсы свободной рыночной экономики и соблюдать социальные обязательства. Правительство заручилось поддержкой партии Австралийских демократов в сенате, где ее представители держали баланс сил, и в 2000 г. после серии длительных и непростых переговоров со всеми заинтересованными сторонами был введен 10% налог на товары и услуги. Несмотря на то, что он был меньше планировавшегося ранее и сопровождался снижением других налоговых ставок в среднем на 28%, НТУ показался поначалу нелегким бременем для многих категорий австралийских налогоплательщиков, особенно для представителей малого и среднего бизнеса. Лишь спустя два года эта система начала приносить ожидавшиеся от нее положительные плоды и способствовала оживлению экономической жизни страны. Последовавшие за реформой налоговой системы изменения в хозяйственной жизни страны привели к тому, что в 2003 г. экономика АС была официально признана одной из наиболее успешных, а жизненный уровень оставался одним из самых высоких по мировым стандартам. В 2002 г. среднегодовой доход австралийцев составлял порядка 20 тыс. долл. на человека; к тому же в конце ХХ в. приблизительно 40% взрослого населения стали владельцами акций различных компаний.
Итоги экономических реформ правительства Говарда в целом были успешными, и это стало самой сильной стороной его деятельности. В сфере агропроизводства постоянно рос объем производимой продукции. Добыча полезных ископаемых оставалась главным источником экспортных поступлений: Австралия со-
храняла свои позиции крупнейшего в мире экспортера бокситов, алюминия, алмазов и ряда других минералов. Промышленность в 1990-х гг. в целом развивалась достаточно успешно: показатели росли в семи из девяти ключевых отраслей. Лидерами по-прежнему оставались Виктория и Новый Южный Уэльс, где промышленное производство давало соответственно 33% и 32% от общенационального оборота. Сфера услуг расширялась самыми быстрыми темпами; новой и весьма перспективной отраслью оказался туризм. Главным показателем устойчивого развития экономики АС в те годы стал следующий факт: в стране не произошло резкого падения производства в ответ на разразившийся в 1997-1998 гг. финансовый кризис в Азии, как это обычно случалось в предшествовавшие десятилетия. Уровень безработицы в 2007 г. снизился до 4,1%, а средний еженедельный заработок увеличился в реальной стоимости на 24,4%. Данные обстоятельства несколько смягчили критику социально
экономической политики коалиции со стороны недовольных ею работников государственного сектора, профсоюзных и общественных деятелей.