Раздел IIIВРЕМЯ СМЕНЫ ПАРАДИГМ (последняя четверть ХХ — начало XXI века) Глава 9. «Перестройка по-австралийски» — проект АЛП
Лейбористы начинают реформы. По результатам выборов в марте 1983 г. к власти пришли лейбористы во главе с их новым лидером Робертом Ли Хоуком. Для австралийцев он был олицетворением национального идеала: «смесь мускулов и товарищества, прагматизма и лоска, интеллектуал с замашками посетителя салуна». По приходе к власти Хоук постарался наладить «долговременную гармонию в промышленных отношениях и снизить накал вечной борьбы между боссами и рабочими», призывая к национальному примирению.
Роберт Ли Хоук
Избиратели, видя в нем харизматического лидера, выказали этому политику безоговорочное доверие. Хоук и его ближайшие сподвижники — представители правого крыла в АЛП — являли собой новое поколение лейбористов: высокообразованные, с большим опытом работы в политике, они понимали необходимость пересмотра тех основ, на которых держалась страна в течение почти столетия, верили в силу рыночных механизмов и пытались убедить в этом профсоюзную верхушку. Ближайшим помощником премьер-министра стал молодой и хваткий политик Пол Китинг, приверженец монетаристских методов в экономике, получивший пост казначея АС. Впоследствии аналитики, определяя причины успехов АЛП в начале 1980-х годов, говорили об удачном сочетании «шарма Хоука и компетентности Китинга».
Главной задачей новый премьер-министр называл «сплочение австралийцев». Он учел печальный опыт Г. Уитлема и, сохраняя традиционную опору на профсоюзы, пытался в то же время установить прочные связи с финансовым и коммерческим миром АС, чтобы представить «лейбористов как партию превосходного экономического менеджмента». Стержнем его внутренней политики стало Соглашение с профсоюзами 1983 г.: для стабилизации финансового положения страны уровень заработной платы замораживался, но по мере улучшений в экономике он пересматривался на основе индексации в соответствии с рядом экономических показателей. Профсоюзы обещали свою поддержку и отказ от забастовок на время действия Соглашения, условия которого впоследствии периодически подвергались ревизии.
В обмен на это лейбористы предлагали целый комплекс мер по поддержанию высокого уровня жизни населения. В области социальной политики проводились постепенные реформы. Созданная при Уитлеме и практически отмененная при Фрейзере государственная система медицинского страхования «Меди-бэнк» была в 1984 г. восстановлена под названием «Медикэар». Финансовой основой широкой структуры государственного медицинского страхования стали бюджетные средства и страховые платежи населения. Значительно увеличивалось субсидирование всех звеньев системы образования и развития науки. В рамках программы расширения занятости выделялись деньги на профес-
сиональную подготовку молодежи. Было создано порядка 1,5 млн. новых рабочих мест, и в течение 1980-х гг. уровень безработицы сократился с 10 до 6%. Вводились в действие выплаты целого ряда пособий, нацеленных на поддержку семей и безработных. В результате расходы бюджета на проведение всех социальных программ выросли за 1983-1989 гг. в 1,5-2 раза и составляли до 30% бюджетных трат.
В то же время создавался правительственный комитет по контролю над ценами, с 1984 г. был введен плавающий курс австралийского доллара, отменен контроль над обменом иностранной валюты, зарубежные банки приглашались к работе в АС. Это привело к серьезным изменениям в экономике страны и большей интеграции ее в глобализационные процессы. Крупным предпринимателям был предоставлен ряд льгот, и началась подготовка реформы налоговой системы. Так осуществлялось постепенное и осторожное проведение политики рыночных реформ, о необходимости которых заговорили первыми главные политические соперники лейбористов.
Однако в середине десятилетия состояние дел в экономике становилось все более настораживающим. Тормозом дальнейшего развития страны оставались высокий уровень налогообложения, непомерное влияние профсоюзов и частичное сохранение высоких тарифных ставок, что снижало конкурентоспособность австралийских товаров на мировых рынках. Это в свою очередь положило начало осложнениям в области промышленных отношений. В 1985 г. 40 тыс. фермеров собрались у стен парламента, чтобы выразить свой протест политике АЛП, в результате которой многие сельхозпроизводители вынуждены были закрыть свое дело. Особенно трудно приходилось молодому поколению, уровень безработицы среди которого составил 25%. Рост инфляции, безработицы, внешнего долга, доминирование экспорта сырья, а также новый виток депрессии во второй половине 1980-х гг., породили настроения беспокойства и среди членов кабинета лейбористов. В 1986 г. Китинг предупредил о необходимости перехода к более решительным мерам по реформированию экономики в духе идей неоконсерватизма по примеру Р. Рейгана в США или М. Тэтчер в Великобритании. Иначе, по его словам, Австралии грозило превращение в «банановую республику» -сырьевой придаток развитых государств. Тогда же в обиход вошло понятие «перестройки у антиподов», что в австралийском варианте подразумевало переход к более жесткому монетарному курсу, снижению социальных расходов и более решительным мерам в области дерегулирования экономики и приватизации государственных предприятий. Экономические реформы, проводником которых был П. Китинг, включали в себя как введение плавающего курса австралийского доллара, так и дерегулирование финансовой системы, приватизацию убыточных отраслей, а также продажу акций государственного «Коммонуэлф Бэнк оф Острейлия» и авиакомпании «Квонтас», частичную реформу налоговой системы и снижение тарифов. Как казначею ему удалось снизить уровень инфляции с 9 до 7%, сократить до 39% ставки налога на корпорации. Однако на решительный пересмотр устаревшей налоговой системы Китинг так и не решился, опасаясь недовольства широких слоев населения.
Вопросы взаимоотношений с аборигенами стали одним из важных направлений в политике лейбористов. В 1983 г. на должность секретаря федерального департамента по делам аборигенов был впервые назначен абориген по происхождению, активист движения за права коренного населения страны Чарльз Перкинс. Чуть позже была создана Королевская комиссия по расследованию причин гибели аборигенов, находившихся в заключении. Ее доклад еще раз привлек внимание общественности к бедственному положению коренного населения страны, чей уровень жизни был гораздо ниже, чем у большинства австралийцев. В 1984 г. парламент принял закон об охране культурного наследия АС, под действие которого попадали и священные места аборигенов. Еще одним шагом правительства стал опубликованный в 1986 г. целый пакет инициатив, целью которых стал «переход от зависимости от вэлфэр, господствовавшей в прошлом, к мерам по усилению экономической независимости аборигенов». Политика развития занятости аборигенов включала в себя меры по созданию рабочих мест в сельских и отдаленных регионах АС, где концентрировалось аборигенное население; обеспечение «справедливого доступа» к ним коренных жителей; расширение их образовательных возможностей для успеха в современной экономике. В 1988 г. старейшины ряда племен обратились к Хоуку с «Заявлением Барунга» (названо по месту проведения фестиваля аборигенов, который посетил премьер-министр). В тексте этого документа содержались требования предоставить коренному населению право на самоуправление; законодательно закрепить на федеральном уровне их собственность на родовые земли; выплатить денежную компенсацию за утраченные угодья; уважать их традиционную культуру; покончить с дискриминацией и даровать всю полноту гражданских, экономических и культурных прав. Такая программа вызвала неоднозначный отклик в австралийском обществе, и в итоге никаких серьезных шагов не последовало. Но публичным признанием важности проблем коренного населения можно считать тот факт, что в 1989 г. «Австралийкой года» была объявлена Лоуи-тья «Лоуис» О’Донахью, которая возглавила Комиссию по делам аборигенов и жителей островов Торресова пролива — только что созданный общенациональный орган управления делами коренных жителей.
Лейбористы продолжили и курс на расширение политики мультикультурализма. В 1990-х гг. выходцы из стран Азии составляли уже около 20% населения страны, и ряд заселенных ими районов крупных городов получили яркую этническую окраску. При этом этнические общины становились проводниками правительственной политики: они были получателями дотаций на культурные нужды своих членов, защищали их права, а их лидеры включались в процесс управления обществом. Была создана мощная, охватывающая все уровни власти — от федерального в лице Департамента по делам иммиграции и мультикульту-рализма до местного в виде самих этнических общин — структура. В ее задачи входила разработка и проведение в жизнь программ помощи этническим сообществам. Немалые государственные средства выделялись на организацию их школ и культурных центров, действовала Специальная Радиовещательная служба, которая вела вещание на 68 языках, а телевидение — на 60 языках этнических меньшинств с субтитрами на английском языке.
Этот курс принес ощутимую экономическую выгоду: оживились торговые связи с соседними странами, в 1987/88 гг. число бизнес-мигрантов из Азии составило 83% от общего числа предпринимателей, прибывших в АС и принесших с собой более 1 млрд. австрал. долларов. Быстрее росло население страны; наблюдалось и некоторое увеличение числа браков между европейцами и не-европейцами (дети этих людей, как правило, считали себя австралийцами). Заинтересованными в проведении данного курса оказались сотни тысяч людей: чиновники соответствующих государственных ведомств, преподаватели и переводчики, юристы и, наконец, члены этнических общин, почувствовавшие не только вкус сыпавшихся на них социальных благ, но и свою растущую политическую значимость как групп давления. Австралийские «политики оказались загипнотизированы голосами этнических меньшинств», чем воспользовались в первую очередь лидеры наиболее сплоченных азиатских сообществ: уже в конце 1980-х гг. голоса вьетнамцев и ливанцев оказывали серьезное влияние на исход местных выборов.
Первыми почувствовали опасность и выступили против политики мультикультурализма австралийские аборигены, усмотревшие в этой уравнительной демократии по отношению к этническим меньшинствам ущемление своего уникального статуса, к которому они уже привыкли как к особой привилегии. Рядовым белым гражданам на бытовом уровне также были совершенно не симпатичны пригороды с высокой концентрацией этнических групп, где «австралийцы чувствовали себя нежеланными гостями». В 1988 г. только 8% участников опроса общественного мнения поддержали курс на расширение иммиграции, а 68% выступали за ее сокращение. Особенный протест вызвал рост въезда именно из стран Азии. Некоторые общественные деятели попытались предостеречь об опасностях фрагментализации общества. В 1984 г. профессор Мельбурнского университета Джеффри Блейни, а вслед за ним один из ведущих либералов Джон Говард попытались повлиять на сокращение иммиграции из стран Азии, выступив с публичными заявлениями в поддержку сохранения британских традиций в культуре Австралии. В ответ левые силы внутри страны и правительства азиатских соседей АС обвинили Блейни в расизме и заставили его покинуть стены университета; Говарду же пришлось уйти в политическую тень. В австралийском обществе стали появляться новые запреты и ограничения, никому не позволялось выходить из жестких рамок политкорректности, а замалчивание негативных фактов в угоду различным меньшинствам, весьма агрессивно реагировавшим на нелестные о них оценки, стало определять характер печати в Австралии.
Такое культурологическое утверждение самобытности Австралии сопровождалось дальнейшим развитием процесса ее размежевания с Великобританией. В 1985 г. австралийское правительство официально запретило все обращения в Тайный Совет королевы, и Высокий суд стал последней и единственной апелляционной инстанцией в АС. В 1986 г. был принят Закон об Австралии, зафиксировавший окончательное отделение АС от Великобритании: законы Соединенного Королевства объявлялись нелегитимными на территории АС, а единственным правом номинального главы государства — монарха Великобритании — оставалось право назначения своего представителя в Австралии -генерал-губернатора. Но проблема реформы КАС оставалась нерешенной, ибо в тексте Основного закона страны по-прежнему сохранялось много положений, фактически утративших силу за прошедшие с момента его принятия годы. Исправления в тексте КАС все так же регулировались 128 статьей, которая предусматривала сложную и длительную процедуру их принятия, что и было основным камнем преткновения для юристов и политиков Австралии. Начатая процедура пересмотра КАС затянулась на несколько лет и не привела к каким-либо ощутимым результатам. В сенат поступали петиции от представителей общественности, в которых заявлялось, что «Конституция Союза хорошо служила Австралии и не устарела, доказала свою гибкость и не должна быть радикально изменена».
Внешняя политика лейбористов. Определенные успехи наблюдались в области внешней политики. Главным внешнеполитическим и военно-стратегическим партнером Австралии оставались США, и на австралийской территории по-прежнему действовали американские военные базы. Лидеры АЛП неоднократно заявляли, что их курс не предусматривает полного подчинения своим американским партнерам. АС критиковал позицию США относительно Гренады, оказался участвовать в испытаниях американских стратегических ракет «МХ», скептически отнесся к американской Стратегической оборонной инициативе (СОИ), активно участвовал в движении за ядерное разоружение. Кроме того, не были ликвидированы трения с США по поводу протекционистской политики американских властей, нацеленной на защиту интересов своих фермеров. Убытки, которые несли на мировых рынках австралийские сельскохозяйственные производители, не пользовавшиеся столь же мощным прикрытием со стороны своего правительства, серьезно влияли на австралоамериканские связи.
Тесные военно-стратегические отношения с США были серьезно омрачены в 1985 г., когда Новая Зеландия в рамках борьбы за создание безъядерной зоны в ЮТР запретила заход в свои порты всех кораблей с ядерными установками на борту. По сути дела, это ставило трехстороннее сотрудничество в рамках АН-ЗЮС на грань распада, и австралийское правительство сделало все возможное, чтобы смягчить ситуацию и делом доказать верность своим партнерам. В 1991 г. премьер-министр Р. Хоук одобрил решение американского правительства оказать поддержку Кувейту во время Войны в заливе. На Ближний Восток были отправлены части австралийских ВМФ, сухопутные силы и медицинские подразделения численностью около 2 тыс. человек.
В такой непростой обстановке для АС оставался весьма актуальным вопрос поиска и сохранения союзников. Одним из основных, испытанных и давних партнеров была Новая Зеландия. В 1983 г. страны заключили важный Договор о тесном экономическом сотрудничестве, снимавший препятствия на пути передвижения товаров и капиталов. В 1991 г. было подписано Соглашение о создании тесного оборонного сотрудничества, что предполагало создание объединенной системы обороны с совместным военным командованием, координацию действий вооруженных сил и т.п.
Не обошли представители АЛП своим вниманием и страны соцлагеря. Улучшились отношения с СССР. Начавшиеся в нашей стране процессы перестройки привлекали пристальное внимание австралийских политиков, а инициативы М.С. Горбачева по мерам доверия в районе Тихого океана нашли понимание в Канберре. В 1987 г. состоялся важный обмен визитами: АС принимал у себя министра иностранных дел Э.А. Шеварднадзе, а Москва встречала премьер-министра Р. Хоука. Итогом проведенных переговоров стала подписанная обеими сторонами программа широкого торгово-экономического сотрудничества на 1987-1995 гг. Интерес к процессам, происходившим в СССР в тот период, был как никогда ранее высок практически среди всех слоев австралийского общества. Было также открыто посольство АС в Венгрии; расширялись связи с КНР. В 1984 г. министр иностранных дел АС У. Хэйден провозгласил Азию частью «нашего общего дома», сохранялось и самое пристальное внимание правительства к соседним странам. Если учесть тот факт, что именно в то время торговые отношения АС переживали серьезные трудности не только с Соединенными Штатами, но и с Европейским Союзом, также практиковавшим протекционистские меры для защиты своих товаров, станет понятно, насколько важным для страны стало открытие азиатских рынков. На страны АТР приходились теперь две трети австралийского экспорта и импорта.
Сохранялись и претензии АС на лидерство в ЮТР. Поддерживались постоянные контакты с главами соседних государств, принималось активное участие в проведении переговоров по целому ряду важных пунктов — от проблем ядерного разоружения и создания безъядерной зоны в ЮТР до вопросов конкретной помощи странам региона. Не отказываясь от союза с США, АС не забывал о своей роли регионального лидера, выступив с инициативой о провозглашении южной части Тихого океана безъядерной зоной и подписав в 1985 г. Договор Раротонга. Следующим самостоятельным шагом Австралии стали инициативы в области экономического регионального сотрудничества. В 1989 г. в Сеуле Р. Хоук предложил своим ближайшим соседям создать зону свободной торговли в азиатско-тихоокеанском регионе, и в составе новой организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) представители АС на первых порах пытались играть ведущую роль. Главной целью этого соглашения был режим либерализации торговли в АТР, на который возлагали большие надежды руководители австралийской экономики, которая нуждалась в рынках сбыта своей продукции.
Впрочем, далеко не всегда этот поворот в сторону Азии приносил правительству АС желаемые плоды. Когда в начале 1990-х гг. экономическая ситуация в стране стала ухудшаться, некоторые лидеры более успешных стран ЮВА стали отзываться об Австралии как о «ненужном белом хламе Азии».