Возвращение АЛП: кабинет Г. Уитлема.
Возвращение АЛП: кабинет Г. Уитлема.
На выборах в декабре 1972 г. предпочтение было отдано АЛП, к руководству которой пришло молодое поколение политиков. Новый лидер -Э.Г. Уитлем видел задачу своего правительства в том, чтобы «дать новую жизнь и новое значение… основам современной демократии» и найти некий средний путь между капитализмом и социализмом, избегая их зол и крайностей. Его подходы в целом восходили к традициям австралийского лейборизма, но одновременно делали его привлекательным для интеллектуалов, женщин, предпринимателей. Это защищало партию от диктата профсоюзов и значительно расширяло ее электоральную базу. Уитлем возглавил ту часть АЛП, которая выступала как за модернизацию собственной партии, так и за модернизацию страны в целом.
Эдвард Гоф Уитлем
Предпринятые Уитлемом шаги продемонстрировали масштабность программы преобразований, нацеленных на упрочение внутриполитической ситуации и международного положения страны. За первый год пребывания у власти его кабинет принял более тысячи решений и учредил около 100 экспертных комиссий практически по каждому аспекту жизни нации. В сфере внутренней политики был взят курс на всемерное развитие социальных реформ. В системе образования вводились государственные субсидии государственным и частным школам и университетам; отменялась плата за обучение в вузах и технических колледжах; закладывались основы системы среднего специального образования. Выплата пособий учащимся средней школы, включая детей аборигенов, делала эту ступень образования доступной практически для всех. За годы правления Уитлема расходы на образование выросли в два с лишним раза. В сфере здравоохранения разрабатывалась программа всеобщего государственного медицинского страхования «Медибэнк», вводились субсидии, частично покрывавшие стоимость лечения в частных клиниках. Помощь в государственных больницах становилась для большинства австралийцев фактически бесплатной. Продолжалась расширяться система государственного социального обеспечения: снимались ограничения на получение пенсий по старости, устанавливался единый размер всех социальных выплат. Эта практика распространялась и на недавних иммигрантов. Общая сумма государственных расходов на пенсии, пособия, помощь бездомным и субсидии (вплоть до оплаты похорон, телефонов) за год выросла почти вдвое.
Осуществлялись и широкомасштабные проекты строительства домов по доступным ценам, целями которых провозглашались «увеличение эффективности наших городов; увеличение равенства наших граждан». Проблемы экологии и сохранения уникальной природы континента стали затрагиваться и в публичных выступлениях лейбористских лидеров. Они призывали сограждан к «мобилизации науки и технологии в направлении экологического образа жизни». В 1972 г. Группа объединенной Тасмании, «первая зеленая партия в мире», выставила своих кандидатов на выборах в своем штате. В результате усилий защитников природы в 1975 г. акватория Большого Барьерного рифа была объявлена зоной морского природного парка и взята под защиту государства.
«Палаточное посольство» аборигенов
Еще одной сферой приложения сил правительства стал женский вопрос. С 1947 по 1972 гг. число женщин, занятых в производстве, выросло почти вдвое, они составляли 33% рабочей силы, но платили им в среднем лишь % того, что получали мужчины. Под давлением женских и профсоюзных организаций правительство Уитлема ввело принцип равной оплаты труда мужчин и женщин. В 1973 г. был создан департамент по делам женщин, который возглавила Элизабет Рид. Был дан мощный толчок австралийскому феминизму. Отход от прежней модели общества, в которой женщине отводилась второстепенная роль, приобрел необратимый характер и стал набирать невиданные прежде обороты. Главным выражением нового статуса женщин стало их активное участие в рынке труда: понятие «работающая мама» стало нормой. В 1974 г. был принят новый закон о семье, упростивший основания для расторжения брака и повлекший за собой волну разводов среди жителей АС. Это было началом серьезных изменений в семейной и общественной жизни австралийцев.
Постепенно менялось отношение к аборигенам. В начале 1972 г. напротив здания парламента в Канберре они разбили палаточный городок, прозванный «Аборигенным посольством». Его обитатели выступали от имени всех коренных австралийцев, демонстрируя их единство в борьбе за свои права. Теперь они являлись полностью самостоятельной политической силой со своими отдельными требованиями и задачами: выдвигались как экономические (компенсация за утраченные земли, получение доли в прибылях горнодобывающих компаний, работавших на землях аборигенов), так и политические (самоопределение и самоуправление общин) лозунги. Наиболее популярным журналом, посвященным этим проблемам, стал «Айдентити» («Подлинность»), росли ряды аборигенной интеллигенции — врачей, юристов, преподавателей. Еще в 1965 г. Сиднейский университет закончил Чарльз Перкинс, ставший первым аборигеном, получившим высшее образование и возглавившим борьбу за отмену расовой дискриминации своего народа. Правительство не осталось в стороне от этих тенденций. В 1973 г. был создан федеральный департамент по делам аборигенов, который развернул активную работу по улучшению жизни коренных австралийцев. Для них строились госпитали и школы, где преподавание велось на их родных языках, финансировалось создание кооперативов по развитию традиционных промыслов и ремесел. Была сформулирована программа из 5 пунктов по вопросам аборигенного землевладения, обеспечивавшая им право на необъемлемую собственность на их земли, государственную охрану их святилищ, контроль над добычей полезных ископаемых на их землях и финансовые выплаты за пользование их территориями. Правительство Уитлема приняло решение, чтобы все горнодобывающие компании Северной Территории передавали в Фонд помощи аборигенам 10% стоимости произведенных работ. Было создано Юридическое агентство для правового обслуживания аборигенов, а также Бюро по искусству аборигенов, призванные обеспечить всемерное развитие самобытной культуры этих народов.
Но наиболее резкие изменения претерпели иммиграционная, а за ней и политика регулирования межэтнического взаимодействия: правительство приступило к внедрению модели поощрения культурной многоукладности общества (культурного плюрализма, или мультикультурализма), целью которой было сохранение национальной самобытности каждого проживающего в Австралии этноса на базе равенства всех граждан. Концепция нового курса была заимствована министром по делам иммиграции Элом Грассби из практики Канады и таких документов ООН, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международная конвенция по гражданским и политическим правам (1966 г.). Видение места АС как «составной части Австроазиатского региона, компонента Индонезии, нашего ближайшего соседа, Филиппин, Новой Зеландии, Малайзии и южной части Тихого океана», стало основой решительных перемен. На основе данной парадигмы уже к середине следующего десятилетия выросли идеология и политика мультикультурализма, который, по мысли его разработчиков — представителей университетской и политической элиты АС, должен был соединить трудно соединимое — «единство в многообразии» — и положить конец политике ассимиляции, заменив ее на культурный плюрализм.
При столь кардинальных переменах никто не уделял должного внимания этнокультурным особенностях нового потока иммигрантов и их совместимости с основной массой населения страны, хотя опыт сложных взаимоотношений белых австралийцев и аборигенов должен был неизбежно подтолкнуть к такому вопросу. Не бралось в расчет и общественное мнение, хотя большинство опросов 1960-1970-х гг. показывали как минимум настороженное отношение граждан АС к массовому наплыву мигрантов из Азии. Указывая на причины принятия мультикультурализма, его защитники открыто признавали, что этот курс «был не столько результатом стремлений большинства австралийцев к культурному плюрализму, сколько результатом отказа австралийских аборигенов и мигрантов полностью пожертвовать своим уникальным культурным наследием».
В рамках новой политики на федеральном и штатном уровнях учреждались специальные департаменты по этническим вопросам, выделялись деньги на организацию национальных школ, специальных программ телевидения и радиовещания и т.п. Выходцы из стран Азии стали составлять значительную долю в числе новых граждан страны. Результатом этого курса стало быстрое формирование и консолидация этнических диаспор, которые постепенно начинали играть все большую роль в политической жизни.
На все эти преобразования требовались немалые средства, и мысли о сильном государстве, которое могло бы свободно распоряжаться ресурсами для претворения своих идей в жизнь, все больше занимали умы команды Уитлема. В своих предвыборных выступлениях молодые лейбористы неоднократно поднимали вопрос о пересмотре Конституции, делая акцент на внесении в ее текст Билля о правах. Под лозунгом «нового федерализма», предусматривавшего практику тесного сотрудничества государственной власти на всех уровнях, предпринимались попытки ревизии КАС в сторону дальнейшего усиления полномочий федерального центра. Решение кабинета направить прямые финансовые потоки из центра в органы местного самоуправления вызвало ожесточенное сопротивление со стороны штатов, которые лишались последних остатков самостоятельности. Оппозицию субъектов федерации возглавил премьер Квинсленда Йоханнес Бьелке-Питерсен. Это был политик авторитарного склада, единственный глава Аграрной партии, который стал в своем штате лидером коалиции аграриев и либералов и управлял им без перерыва рекордно долго — с 1968 по 1983 год. После угрозы Квинсленда выйти из Австралийского Союза и провала референдума о праве федерального правительства оказывать прямую финансовую помощь органам местного самоуправления в обход штатов лейбористы отложили решение конституционного вопроса до лучших времен.
Однако самым слабым местом в политической программе нового лидера оказалась экономика. Под лозунгом «экономического национализма» лидеры АЛП намеревались укрепить австралийскую промышленность, ограничить размеры иностранного капитала в АС и установить государственный контроль над использованием природных ресурсов. Все это означало еще большее вмешательство правительства в хозяйственную жизнь страны и, хотя такой подход не противоречил традициям австралийской политической жизни, но его результаты на сей раз оказались не в пользу АЛП. Ограничение всевластия иностранных монополий обернулось сокращением притока инвестиций (в добывающей промышленности — в 6,7 раза). Отмена налоговых льгот и субсидий на поиск новых месторождений привела к свертыванию производства и росту безработицы, что совсем не способствовало популярности правительства Уитлема ни в деловых кругах, ни в рабочей среде. Трудности в экономике усугубил нефтяной кризис 1973 г., повлекший за собой рост цен и увеличение инфляции (до 13% в 1974 г.). Лейбористы начали постепенно отказываться от политики протекционизма. В 1973 г. ставки части тарифов были снижены в среднем на 25%, в итоге импорт вырос на 30%, а торговый дефицит — на 1,5 млрд. долл. Тем не менее, бюджет 1974 г. предусматривал дальнейший рост правительственных расходов, особенно в сфере образования. Попытка найти займы за рубежом с помощью пакистанского финансиста Т. Хемлани привела к громкому скандалу, что никак не способствовало укреплению позиций правительства. Репутация Уитлема, как политика, разбирающегося в экономике, серьезно пострадала.
В области внешней политики кабинет Г. Уитлема, руководствуясь главным образом принципами самостоятельности и регионализма, стремился превратить АС в одну из ведущих держав в ЮТР. Провозглашалась большая независимость от Великобритании: проводился конкурс на новый флаг и гимн АС, была отменена система британских наград и титулов. Именно в годы правления Уитлема был принят новый государственный гимн «Вперед, прекрасная Австралия», а прежний «Боже, храни королеву» исполнялся только в присутствии членов королевской семьи. Учрежденный Орден Австралии заменил собой прежнюю систему британских наград. Впоследствии такие меры получили название «нового национализма». В какой-то степени это отчуждение было спровоцировано политикой самого Лондона: серьезным испытанием для экономики АС стало вхождение Великобритании в европейский Общий рынок в 1973 г., которое положило конец ее традиционным отношениям с доминионами и означало для австралийцев потерю привилегированного положения как основного поставщика продукции на рынок бывшей метрополии. Это подтолкнуло и к дальнейшему укреплению отношений с Новой Зеландией, которые должны были сделать связи двух соседок реальными и глубокими и помочь им выйти из трудностей, связанных с новой ситуацией в рамках Содружества наций.
Одновременно провозглашался курс на уменьшение зависимости от США. Сохранив членство в АНЗЮС, СЕАТО и согласившись на продолжение военного сотрудничества с Пентагоном, лейбористы частично пересмотрели условия участия в этих союзах, поставив АС на позиции равноправного партнера со своими собственными интересами. Кабинет Уитлема прекратил помощь Южному Вьетнаму, ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия, требовал от Франции прекращения испытания своих атомных испытаний на островах Тихого океана, что не могло нравиться ни Вашингтону, ни Парижу. Еще меньше устраивало США явное потепление отношений с СССР и странами социалистического лагеря. Были установлены дипломатические отношения с ГДР, КНР, ДРВ, КНДР и Польшей, расширялась торговля со странами СЭВ. Во второй половине ХХ в. стало закономерным, что периоды улучшения в австралосоветских отношениях совпадали с приходом к власти лейбористских правительств в АС. В 1973 г. Австралию посетил советский министр внешней торговли Н.С. Патоличев, вслед за ним -делегация Верховного Совета СССР. В 1973 г. ответный визит в Москву нанес секретарь департамента иностранных дел А.У. Кейси, а в 1975 г. в СССР прибыл премьер-министр Г. Уитлем, ставший первым главой правительства АС, посетившим с официальным визитом нашу страну. В результате проведенных переговоров на высшем уровне были подписаны соглашения о сотрудничестве в целом ряде областей.
Была начата борьба с расовыми предрассудками: Уитлем считал, что «пятно расизма, что порочит нашу репутацию в отношениях с Южной Африкой, Новой Гвинеей и нашими собственными аборигенами, должно быть устранено, если нам суждено быть добрыми соседями с нашим регионом». Столь же непримиримой оставалась позиция АС по отношению к Португалии, режим которой лейбористы до «революции гвоздик» считали реакционным. Одновременно расширялись дипломатические связи с арабскими странами, австралийские посольства были открыты в Саудовской Аравии, Алжире, Кувейте, Иордании, Сирии. Завершилась подготовка к переходу Папуа — Новой Гвинеи к самоуправлению, и в 1975 г. ей была предоставлена независимость. За годы пребывания у власти лейбористы в полтора раза увеличили объем помощи развивающимся странам; главными получателями ее оставались Папуа — Новая Гвинея и страны -участники «плана Коломбо».
Стремясь упрочить положение АС как полностью самостоятельной державы в ЮТР, лейбористы одновременно разворачивали программу «выкупа Австралии», предполагавшей освобождение от экономической зависимости от США и Великобритании путем покупки государством акций транснациональных корпораций, вложивших свои средства в австралийскую экономику. Таким способом лейбористы стремились вернуть себе хотя бы частично разработки австралийских минеральных ресурсов и установить государственный контроль над горнодобывающей промышленностью, тем самым позиционируя себя «как партию австралийских интересов», а либералов и аграриев — «как марионеток большого бизнеса и заморских многонациональных интересов». Идея «выкупа Австралии» была оставлена после того, как основные внешнеполитические партнеры АС высказали свое недоумение по поводу курса АЛП.
Ситуация в экономике постепенно приобретала тревожный характер. Розничные цены за год выросли в среднем на 13,2%, уровень инфляции достиг почти 20%, безработица составила 5,2%. В бюджете на 1975/76 финансовый год предусматривался дефицит в размере почти 3 млрд. австрал. долл. Пресса в этой связи констатировала: Уитлем «убедил австралийский бизнес, что АЛП и хорошее экономическое управление — вещи несовместные». Кроме того, эксперименты АЛП далеко не всегда находили безоговорочную поддержку на местах: в 1973 г. на выборах в парламент штата Виктория одержали победу их противники; то же повторилось в НЮУ, Квинсленде и Западной Австралии, а затем в Северной Территории и в Тасмании. Отчасти причины спада симпатий к АЛП крылись и в личности ее лидера. Выступая в парламенте, Уитлем демонстрировал не только начитанность, но и резкость суждений — в том числе и о присутствовавших коллегах по палате представителей. Вполне возможно, что впоследствии многие припомнили ему его злой язык.