Наследники Мензиса.
Наследники Мензиса.
Авторитет этого выдающегося политика помогал его коллегам по либеральной партии удерживать власть в АС еще в течение шести лет, но ни один из них так и не сумел превзойти его достижения. То, что у либералов не нашлось по-настоящему достойного преемника, было отчасти и виной самого их лидера. Ревниво относившийся к успехам коллег по партии, он убирал подальше от реальных рычагов правления более-менее выдающихся соратников. В итоге в январе 1966 г. премьер-министром АС стал протеже и любимец Мензиса Гарольд Холт. Этот человек был более открытый и менее консервативный по взглядам, чем его прежний шеф. Он много работал, редко отдыхал и оставил по себе двойственное впечатление.
Самым крупным провалом Г. Холта считают внешнюю политику. Недолгое его правление ознаменовалось продолжением войны во Вьетнаме. Однако участие в боевых действиях неизбежно приводило к новым потерям в армии и подъему антивоенного движения в Австралии. Особое возмущение вызвали тесные контакты главы кабинета министров с США. Недовольство охватило общественность страны, и противостояние принимало самые жесткие формы. Австралийцев раздражала излишняя приверженность Холта американской внешнеполитической линии, которая особенно ярко проявилась во время визита в АС в 1966 г. президента США Л. Б. Джонсона. В том же году страны подписали соглашение, по которому американцы размещали свои секретные стратегические установки связи на построенной в Северной Территории базе в Пайн Гэп. Холт постоянно наращивал австралийский военный контингент во Вьетнаме. Его заявление о намерении правительства увеличить там численность австралийских войск до 8 тыс. вызвало небывалый дотоле подъем антивоенного движения, к которому присоединились КПА, религиозные организации и набиравшее силу в те годы движение защитников мира. Если учесть, что в середине 1960-х гг. до Австралии докатилась охватившая тогда Европу «революция молодых», проявлявшаяся в популярности хиппи, критике буржуазных устоев, пропаганде вседозволенности и левацких настроений, то ситуация приобретала весьма непредсказуемый оттенок. Волна протеста достигла своего пика в 1970 г., когда на улицы выходили до 200 тыс. человек, заставлявшие замереть жизнь в больших городах на время проведения их акций. К тому же военные расходы АС резко пошли вверх, наблюдался рост цен и налогов, что приводило к еще большему недовольству граждан страны, которые ответили на это забастовками и демонстрациями протеста с требованиями повышения заработной платы.
Холт столкнулся и с необходимостью внести серьезные изменения в иммиграционную политику в плане ее либерализации. Начало этому в 1965 г. положили лейбористы, с большим трудом исключившие из своих программных документов лозунг «белой Австралии». В ответ на эти действия оппозиции в 1966 г. министр по делам иммиграции коалиционного кабинета Х. Оппер-ман увеличил квоту приема выходцев из стран Азии. Квалифицированным специалистам оттуда разрешили селиться в Австралии вместе с их семьями. Международный аспект новой политики — вхождение АС в сферу азиатского региона — был очень сильным аргументом, и сам Холт установил личные контакты с лидерами большинства стран Юго-Восточной Азии и открыл посольство на Тайване.
Основные заслуги Г. Холта относятся к сфере внутренней политики. В 1966 г. в стране была введена новая валюта: австралийские доллары и десятеричная система в соотношении доллара и цента сменили английские фунты стерлингов. Через год Холт впервые в истории страны прекратил увязывать курс австралийского доллара с курсом британского фунта, что, однако, вызвало серьезные опасения его коллег по партии, увидевших в этом угрозу австралийскому платежному балансу и возможность роста стоимости производства сельскохозяйственной продукции.
Джон МакЮэн
При нем в 1967 г. был принят закон о предоставлении гражданских прав аборигенам Австралии, отменявший дискриминационную 127 статью КАС и вносивший соответствующие поправки в ряд ее разделов, касавшихся положения коренного населения. Референдум, проводившийся по этому вопросу, показал практически единодушную поддержку населения этой инициативе правительства: 91% австралийцев высказался «за». Это дало мощный толчок развитию самосознания аборигенов и официального признания их заслуг. Художник-абориген Гарольд Томас создал флаг аборигенов Австралии. Вскоре впервые в стенах федерального парламента появился старейшина племена джагера, ставший в 1971 г. сенатором от либеральной партии, Невилл Томас Боннер. Он первым поставил вопрос о необходимости признать его народ первонасельниками Австралии и владельцами этих земель.
Правление Г. Холта оборвалось внезапно: в декабре 1967 г. премьер-министр пропал в водах океана у побережья Виктории. Его исчезновение спровоцировало назревавший кризис в руководстве коалиции. До выборов нового лидера либералов у руля правления АС очень недолго стоял лидер аграриев Джон МакЮ-эн. Он был, пожалуй, наиболее влиятельной политической фигурой своего времени, однако этот «политический гигант» с его колоссальным опытом и авторитетом возглавлял всего лишь младшего партнера в коалиции. Только в начале 1968 г. разногласия в ЛПА были улажены, и после ожесточенных внутрипартийных споров на пост премьер-министра вступил Джон Грей Гортон.
Бывший военный летчик и человек твердых убеждений, Гортон возглавлял правительство всего один срок и успел сделать немного. По своим политическим взглядам это был националист и центрист, но такие позиции не являлись в те годы самыми популярными. В парламенте премьер-министр держался достаточно независимо, отодвигая в сторону всемогущую бюрократию и опираясь главным образом на штат своих помощников. Не имея четко разработанного плана проведения конкретных политических мер, он чаще всего действовал спонтанно, исходя из своего понимания ситуации.
В области внешней политики Гортона беспокоили неравноправные отношения с США. Американцы по-прежнему мало считались со своими партнерами по АНЗЮС: так, они проинформировали главу австралийского правительства о прекращении военных действий во Вьетнаме лишь за 22 часа до официального заявления по радио. Ему оставалось только вывести из Вьетнама австралийские войска, что и было сделано в 1971 г. Отношения с Великобританией резко ухудшались после 1968 г., когда Лондон объявил о сворачивании своего военнополитического присутствия к востоку от Суэца. В рамках проводимой АС самостоятельной внешней и региональной политики в 1971 г. был основан Южно-Тихоокеанский форум (ЮТФ) — межправительственный консультативный орган по кооперации независимых стран Океании и защите их интересов. Австралия стремилась сохранить свои позиции в регионе.
В экономике страны стали возникать нешуточные проблемы. Ежегодный прирост продукции, составлявший во второй половине 1960-х гг. порядка 5%, в 1971-1972 гг. снизился до 3%. Иностранный капитал в 1972 г. контролировал 88% машиностроительной, 80% химической, 93% фармацевтической промышленности АС. Страна испытывала неудобства ввиду зависимости от иностранных инвестиций и технологий. В условиях быстрого роста промышленности прежние механизмы ее поддержки уже не годились: крупные корпорации все меньше нуждались в традиционных протекционистских мерах, а сохранявшиеся высокие тарифы становились теперь тормозом на их пути к мировым рынкам. Продолжался рост цен. Профсоюзы все настойчивее выступали за повышение заработной платы, а прежняя система социальной помощи не справлялась с растущими потребностями, особенно в сфере образования и здравоохранения.
Курс внутренней политики, предлагавшийся Гортоном, нашел мало понимания среди его коллег по парламенту. С одной стороны, при нем значительно выросли размеры пенсий и упрощались условия их получения. В 1968 г. как подразделение Департамента премьер-министра и кабинета был учрежден Австралийский совет по делам искусств, усилиями которого оказывалась государственная поддержка деятелям культуры. С другой стороны, мало кому из его окружения импонировал авторитарный стиль управления Дж. Гортона. Неудача партий коалиции на выборах 1969 г., когда АЛП получила дополнительно 18 мест, стала причиной усиления оппозиции премьер-министру внутри его собственной партии. Ситуация обострилась в период споров между федеральным и штатными правительствами относительно того, кому из них принадлежит право контроля над прибрежной акваторией континента. Здесь были найдены богатые месторождения нефти и газа, и попытки центра забрать регулирование использования этих минеральных ресурсов в свои руки наткнулось на серьезное сопротивление субъектов федерации. Последней каплей в чаше терпения либералов стала отставка с поста министра обороны Малколма Фрейзера, объяснившего свой уход тем, что Дж. Гортон «не годится для великого поста премьер-министра». Глава кабинета не смог простить ему таких слов, и до конца своей жизни радовался всем промахам своего обидчика. Поссорившись со всеми своими соратниками в правительстве и в штатах, в 1971 г. Гортон был вынужден уйти в отставку.
Всего 21 месяц смог продержаться у власти его соперник и преемник на посту главы правительства Уильям Макмагон. Заявив о себе как о «человеке партии», он оказался весьма податливым политиком: отказался от курса своего предшественника, пошел на уступки штатам, предложив передать им сбор части налогов. Однако пресса явно не симпатизировала премьер-министру, которому так и не удалось собрать вокруг себя команду единомышленников. В публичных же дебатах он явно проигрывал молодому и напористому новому лидеру лейбористов Эдварду Гофу Уитлему. Макмагону не удалось вывести страну из кризиса, а его неумелые попытки угодить сразу всем привели к тому, что среди самих либералов раздавались призывы «вернуть Гортона».
Страна оказалась на распутье: нарастали экономические трудности, требовавшие пересмотра многих основ хозяйственной политики; общество искало ответа на чрезвычайно популярные среди молодежи лозунги радикального пересмотра старой морали, бросавшие вызов традиционным устоям общества. Решение этих проблем пытались найти политики обеих главных партий, но симпатии большинства избирателей склонялись к лейбористам. Сказывалась и «усталость» от долгого пребывания у власти коалиции, глубокий раскол в ее рядах и отсутствие среди ее руководителей яркого лидера, который мог бы повести за собой страну.