Основные положения Конституции АС.
Основные положения Конституции АС.
Итак, введенная актом британского парламента Конституция Австралии определяла статус этой страны, на первый взгляд, в несколько «урезанном» виде — объединенной, самоуправляющейся колонии Великобритании. В этой связи важно, прежде всего, отметить, что пребывание АС в составе Британской империи не означало, будто новое государственное образование выступало как некое рыхлое, номинальное территориальное объединение. Вводный раздел к КАС, оговаривая некоторые нюансы вступления в союз Квинсленда и Западной Австралии, напротив, изначально провозглашал нерасторжимое единство и целостность федеративного союза бывших отдельных колоний на Южном континенте, ставших теперь штатами.
Далее, отчасти зависимое от метрополии положение АС ни в коей мере не сказывалось на демократизме его государственного устройства. Конечно, во властной вертикали этой страны, кроме верхнего (федерального) и нижнего (штатного) уровней распределения властных полномочий, можно обнаружить как бы дополнительный «внешний» компонент — генерал-губернатора. Последний представлял в Австралии британскую корону и был наделен в соответствии со статьями КАС весьма широкими полномочиями. Тем не менее, его власть относительно австралийских федеральных институтов была в принципе аналогична правам монарха Великобритании применительно к тамошнему парламенту. В подобном контексте не удивительно, что ряд австралийских правоведов всегда были склонны видеть в короне в первую очередь лишь «символ единства Британской империи и ее преемника — Британского содружества наций». Самое главное -согласно ст. 1 КАС вся полнота законодательной власти в стране изначально принадлежала федеральному двухпалатному парламенту, состоящему из сената (туда от каждого штата выбиралось равное количество сенаторов) и палаты представителей (формировалась пропорционально количеству населения субъекта федерации).
Наконец, поскольку Австралия была федеративным государством, предметы ведения органов государственной власти распределялась в ней по трем сферам. Первая — исключительные полномочия Союза (оборона, внешняя политика, денежная эмиссия, отношения между штатами, система мер и весов, переписи населения и статистика, иммиграция и гражданство и пр.). Вторая — область совместной юрисдикции центра и субъектов федерации (регулирование трудовых отношений, налоги, финансы, страхование, банковское дело, строительство железных дорог, морское право и др.). Третья — особая юрисдикция штатов, включавшая все прерогативы, которые содержались в их конституциях до создания федерации, а также ряд полномочий по регулированию землепользования, свободы вероисповедания и т.п. При этом следует учесть, что права субъектов федерации была призвана защищать и специальная Межштатная комиссия, основной задачей которой было компромиссное регулирование законодательства по вопросам торговли в рамках АС.
Несмотря на то, что Основной закон Австралии de jure передавал в ведение центрального правительства достаточно ограниченный круг предметов, расплывчатые формулировки ряда статей и весьма широкие границы совместной юрисдикции de facto делали возможным самую широкую трактовку конституционных установлений. Арбитром во всех спорных вопросах на уровне федерации, равно как и «стражем и толкователем Конституции» согласно ее статьям, становился Высокий суд, чье положение в федеральной структуре практически совпадало с ролью высшей судебной власти в США — Верховного суда. Для Австралии это было тем более важно, поскольку страна заимствовала из метрополии Вестминстерскую модель государственного механизма, которую, как известно, отличает тесное переплетение исполнительной и законодательной ветвей власти. В подобном контексте высшая судебная инстанция федерации — Высокий суд стал ключевым звеном системы сдержек и противовесов при распределении компетенции властных структур по соответствующим уровням. Его полномочия обретали реальный вес, поскольку от позиции именно этого органа государственной власти зависели, в конечном счете, и пределы внутренней автономии штатов, и судьба многих решений федерального правительства.
В свое время, давая общую оценку усилиям австралийских конституционалистов, А. Дикин отметил: «Трудно представить … более либеральную Конституцию, чем эта». Подобное утверждение, безусловно, не лишено основания, особенно если сравнивать КАС с конституционным устройством других государств, естественно, в ту эпоху или же самих отдельных колоний, создавших федерацию. Если что отчасти и нарушало либеральный дух рассматриваемого документа, то лишь следующие два положения. Во-первых, исключение
аборигенного населения из числа избирателей (ст. 127 КАС) -управление их делами было оставлено в ведении штатов. Во-вторых, излишне сложный порядок внесения поправок в текст Основного закона (ст. 128 КАС), что делало конституционные инновации на федеральном уровне довольно затруднительными. Но как бы то ни было, в результате принятия Конституции 1901 г. в Австралии сложилась самостоятельная и вполне жизнеспособная форма федеративного государственного устройства, которую отличали демократизм и сугубо компромиссные процедуры согласования интересов «участников игры» на тамошнем правовом пространстве.
Таким образом, к началу ХХ столетия Австралия уже давно не была для большинства европейцев «неведомой Южной землей». Напротив, для многих она стала своего рода «землей обетованной». Были заложены основы разветвленной экономики и государственности, обладавшей своими специфическими чертами; выработаны базовые направления внутренней политики в области регулирования иммиграции, развития социальной сферы; приобретали мировую известность самые яркие представители австралийской культуры, происходило становление национального самосознания; австралийские государственные деятели делали первые шаги в области дипломатии. И, наконец, были заложены основы общеконтинентального союза, сформулированные в тексте КАС. О том, как изменялись эти ключевые составляющие жизни Австралии в ХХ в., речь пойдет в следующем разделе.