Процесс согласования интересов: 1880-1890 гг.
Процесс согласования интересов: 1880-1890 гг.
Практические шаги на пути создания союза колоний начались в 1881 г. с составления билля о Федеральном совете. Его автор — юрист и государственный деятель из Квинсленда Сэмюэл Гриффит — видел в Федеральном совете орган координации действий в области обороны, отношений с ближайшими соседями, карантинов и пр. В 1883 г. межколониальная конференция утвердила эти предложения в качестве закона, но сложность финансирования работы Федерального совета, слабая разработка круга его административных полномочий и раздоры между его членами свели на нет влияние этой инстанции. Как считали некоторые современники, «программа Совета была весьма разумна и верна, но она не стала знаменем борьбы». Вдобавок этот орган не обладал структурами исполнительной власти. Поэтому, хотя в 1885 г. он был утвержден парламентом Великобритании и в течение шести лет его заседания проводились регулярно, практическая деятельность Федерального совета оказалась мало ощутимой. Во многом это было обусловлено разногласиями, постоянно проявлявшимися в ходе его работы. Спорными оставались проблемы финансирования деятельности Совета, а принцип добровольности подписания законов, исходивших от него, оставлял колониям фактически полную свободу рук, чем воспользовались НЮУ и получившая в 1841 г. административную самостоятельность, но внимательно присматривавшаяся к процессам, происходившим тогда в Австралии, Новая Зеландия, которые почти не участвовали в его заседаниях. Уже в 1889 г. Г. Паркс, чья неутомимая энергия в деле создания союза колоний оставила его в памяти потомков как «отца федерации», предложил создать более действенные органы управления — «федеральный парламент и правительство, наделенные всеми полномочиями по образцу доминиона Канады».
Именно в этом направлении и разворачивались все последующие события. Текст Конституции будущего союза был написан сэром С. Гриффитом, одними из главных адвокатов его предложений на заседаниях Конвенции стали популярные политики из НЮУ Г. Паркс и Э. Бартон, их коллега из Виктории А. Дикин и многие другие. В ходе широкого обсуждения вопросов федеративного строительства в прессе, на собраниях различных общественных организаций и объединений и на заседаниях двух Национальных конвенций (1891 и 1897 гг.) с колоссальным трудом удалось достичь относительно приемлемого для всех участников компромисса по основным проблемам будущего единого австралийского государства.
Крайние точки зрения — наподобие ликвидации всех связей с метрополией — участникам конференций сразу удалось отсечь. Призыв известного политика-протекциониста из НЮУ Джорджа
Р. Диббса «порвать последнее звено связи с Короной и учредить Республику Австралия» не нашел поддержки. Согласно мнению большинства, колонии, получая статус штатов и сохраняя всю полноту власти во внутренних делах, оставались в составе Британской империи. Главой будущей федерации объявлялся правящий монарх в лице представлявшего его генерал-губернатора.
Судья Сэмюэл Гриффит
Главный предмет споров Виктории и Нового Южного Уэльса — фискальная политика — получил свое разрешение во введении
свободы торговли внутри континента и установлении тарифной защиты местной промышленности на внешних рынках. Вопрос о финансировании федерального правительства регулировался также весьма обтекаемо: на 10 лет центру передавалось право распоряжения % частью консолидированного фонда от сбора всех таможенных пошлин (основного источника денежных средств государства в те годы) при условии, что % будут передаваться в распоряжение штатов. Так, по образцу США, назвались теперь бывшие колонии. Американская конституционная модель стала основой и всей федеральной системы Австралии в целом. Штаты как самостоятельные субъекты федерации сохраняли свое внутреннее самоуправление и конституции, а также право прямой связи с метрополией; верхняя палата — сенат — мыслилась как гарант соблюдения их прав. Вводилась система разделения властей, и Высокий суд стоял на страже основ Конституции Австралийского Союза (так должно было именоваться новое государство). Из опыта Канады заимствовалось более привычное и удобное для австралийцев сохранение традиционных связей с метрополией и Вестминстерской модели ответственного правительства. Из Швейцарии была взята практика использования всенародного обсуждения (референдума) как средства внесения поправок в Основной закон страны.
В полном соответствии с последним из упомянутых принципов разработанный проект Конституции был вынесен в 1898 г. на референдум. При подведении его итогов выяснилось, что в Новом Южном Уэльсе сторонники федерации не набрали необходимого количества голосов в ее пользу. Судьба объединения опять оказалась под вопросом, однако, авторы Конституции пошли на уступки «колонии-матери», а также оговорили особые условия вступления в будущий Союз Западной Австралии, незадолго до этого получившей права самоуправления. Для нее сохранялись на 5 лет внутренние пограничные таможенные тарифы с ежегодным понижением их ставок на 20%, и за счет федерального бюджета строилась железная дорога, соединявшая города Аделаиду и Перт. Благодаря этому, второй референдум 1899 г. утвердил новое государственное устройство страны.
Последний этап согласования интересов состоялся в Лондоне, куда в 1900 г. приехала делегация ведущих австралийских политиков для того, чтобы добиться утверждения своей Конституции в парламенте Великобритании. После длительных и напряженных переговоров с Дж. Чемберленом, старавшимся удержать за метрополией как можно больше политических полномочий, билль о Конституции Австралийского Союза (КАС) получил, наконец, силу закона, был подписан королевой Викторией, и с 1 января 1901 г. Австралия начала новую страницу своей истории в новом качестве — федерации 6 штатов: Нового Южного Уэльса, Виктории, Квинсленда, Южной Австралии, Западной Австралии и Тасмании.