Австралийское общество в конце колониального периода: политический срез.
Австралийское общество в конце колониального периода: политический срез.
Понять причины столь радикальных (по сравнению с европейскими стандартами) перемен конца XIX в. невозможно без обзора всего спектра австралийской политической жизни. Эталоном деятельности практически для всех без исключения ведущих политических лидеров колоний служили либералы Великобритании эпохи У. Гладстона с их верой в непреходящую ценность человеческой личности, в признание свободы индивидуума основой всего общественного устройства и требованиями соблюдения демократических прав и свобод и неприкосновенности частной собственности. Эти идеи в совокупности стали базой для всех политических инициатив в колониях.
Тех же австралийских политиков, что называли себя консерваторами, отличало от остальных не только происхождение из наиболее богатых и потому изначально привилегированных слоев общества, но и стремление защитить интересы крупного капитала и права меньшинства в условиях демократизации. Считая управление страной одной из самых сложных профессий, требующей специальных знаний и высокой квалификации, они выступали против привлечения в правительство малограмотных выдвиженцев профсоюзов и считали, что излишнее вмешательство государства в области регулирования экономики, а порой и социальной сферы, зачастую не оправданно. Вследствие этого для них идеальными становились принципы свободы торговли в хозяйственной жизни колоний, и они полностью отвергали социализм и коммунизм как пути вспять — к примитивности и варварству.
Австралийские либералы численно намного превосходили консерваторов и их взгляды находили гораздо больше отклика в сердцах большинства их сограждан. Выступая за соблюдение гражданских свобод, они отводили государству роль их гаранта и защитника индивидуума там, где человек не в состоянии сделать это сам, чтобы не допустить еще большего насилия — революции. Поэтому необходимо было не только считаться с рабочими, составлявшими абсолютное большинство населения колоний, но и всячески привлекать их на свою сторону, объясняя выгоды политики либерализма. Социализм как одна из форм государственного регулирования либералов не пугал, но его методы должны были использоваться «с исключительной осторожностью», ни в коем случае не допуская какого бы то ни было насильственного передела собственности.
Буржуазный реформизм либералов разделяли и австралийские радикалы, но они шли дальше в области социального реформаторства, считая «государственный социализм» нормой законодательства, видя в государстве некий надклассовый орган, призванный обеспечить защиту «маленького человека» на базе идей классового мира и сотрудничества. Радикалов отличал и больший национализм: их требованием в этой связи был разрыв с метрополией и введение республики в Австралии. Они также выступали за проведение политики «белой Австралии» (запрета въезда на территории колоний представителей каких-либо неевропейских народов) и усматривали в «государственной кооперации и обобществлении всех средств производства» истинную задачу государственного социализма.
Лейбористы объединяли в своих рядах, как правило, представителей либеральных и радикальных взглядов. Идеи же социализма как метода полного реформирования общества на основах единообразия и централизации, а также призывы к революции и отказу от частной собственности практически не находили массовой социальной поддержки в колониях, и их сторонникам приходилось проводить свои эксперименты по претворению этих идеалов в жизнь далеко за пределами Австралии. Таким образом, дальнейшие пути развития страны определяли именно представители умеренных воззрений: либералы, а потом и лейбористы.