Скала Улуру

Скала Улуру

Скала Улуру – известный символ Австралии, привлекающий толпы туристов. И это не удивительно,...

Несколько удивительных фактов об острове Фрейзер

Несколько удивительных фактов об острове Фрейзер

Несколько удивительных фактов об острове Фрейзер Этот остров имеет один из...

Демографическая ситуация.

Демографическая ситуация.

Дав мощный толчок экономическому развитию колоний, «золотая лихорадка» в значительной мере изменила там и демографическую ситуацию: их население стало расти невиданными ранее темпами. Только за период с 1850 по 1860 гг. его численность увеличилась в 2,5 раза, достигнув 1 млн. человек. Естественно, это были свободные переселенцы: главным политическим следствием золотой лихорадки 1850х гг. стала окончательная отмена ссылки английских каторжников в Австралию. К началу XX в. на территории континента проживало уже 3,8 млн. чел. Самыми густонаселенными колониями стали Виктория и Новый Южный Уэльс; меньше всего людей проживало в Тасмании; Западная Австралия стала догонять своих соседей только в конце XIX столетия после открытия крупных месторождений золота на ее территории.

Национальный же состав австралийцев оставался в целом гомогенным: до 95% их было выходцами с Британских островов, по большей части англичанами и шотландцами. В 1840-1850-х гг. к ним присоединились гонимые страшным голодом беженцы из Ирландии, которые к концу столетия составили 1/5 всех жителей Австралии, пополняя собой главным образом ряды рабочего класса и придавая, по словам современника, «австралийской демократии несколько бурный и нетерпеливый оттенок». Золотые россыпи привлекли на прииски колоний представителей практически всех крупных наций Европы, Азии и Америки; часть из них осела на этих землях. Так в Виктории в середине XIX в. проживало около 5 тыс. американцев, чье влияние на судьбы страны оказалось достаточно сильным вследствие отсутствия языкового барьера и сходства ряда особенностей исторического развития. Созвучными белым австралийцам оказались как их анти-британские бунтарские настроения, так и расовые предрассудки, и суд Линча, увы, порой использовался как метод разрешения возникавших конфликтов.

В наибольшей степени это «заимствование» сказалось на судьбе китайцев пытавшихся в массовом количестве искать счастья в Виктории и Новом Южном Уэльсе. Они работали большими семейными бригадами на брошенных европейцами приисках в попытках извлечь остатки золота и переправить найденный металл в Китай для поддержания оставшихся на родине жен, детей и родственников. Неприязнь белых золотоискателей вызывали различия культур, низкий уровень жизни китайцев и боязнь, что вслед за «первыми ласточками» их соплеменники заполонят Австралию. В конце 1850 — начале 1860-х гг. по Виктории и Новому Южному Уэльсу прокатилась волна китайских погромов; на подавление беспорядков были брошены полиция и войска; вслед за этим правительства колоний приняли ряд законов об ограничении въезда китайцев на территорию Австралии.

Еще более сложной для разрешения оказалась проблема, связанная с ввозом на плантации сахарного тростника в Квинсленде островитян-полинезийцев, которых в Австралии называли канаками. В отличие от белых рабочих они не требовали ни хороших условий проживания, ни высокой зарплаты за поистине каторжный труд и выполняли любую работу, создавая тем самым жесткую конкуренцию европейцам. В парламент Квинсленда посыпались протесты общественности: рабочие, церковь, пресса требовали запрета ввоза дешевой цветной рабочей силы в колонию, мотивируя это тем, что плантаторы создают систему рабского труда и тем самым дестабилизируют общество. Споры по этим вопросам продолжались в течение почти 20 лет и завершились в конце XIX в. отказом от использования труда канаков. Таким образом, было положено начало этнической самоизоляции Австралии.

«Дикарями, которых надо либо замирить, либо уничтожить» оставались для большинства белых австралийцев и аборигены. Во второй половине XIX в. правительства колоний принимают ряд законов, защищавших остатки племен от физического уничтожения и вводивших начала государственной помощи аборигенам, которые оставались жить на остатках своих племенных земель под патронажем специально назначаемых чиновников. Часть аборигенов перебралась в города и перенимала привычки белых колонистов, зачастую, правда, в весьма карикатурной форме. Былая открытая враждебность уходила в прошлое, но о каком-либо равноправии не могло быть и речи.

Вторая половина XIX столетия была и более богата контактами с Россией: в Австралию приезжали русские путешественники и журналисты, оставившие интереснейшее литературное наследие. Начало этому процессу положили труды Н.Н. Миклухо-Маклая, который долгие годы работал на Новой Гвинее и в Австралии. Хотя его идеи устройства русской переселенческой колонии на Берегу Маклая или на островах Тихого океана оказались утопией, они подстегнули немалый интерес к Австралии в России, который рос по мере укрепления самостоятельности колоний. В конце XIX в. на Южном континенте появились первые волны эмигрантов из России: евреи, татары, жители прибалтийских губерний — латыши, литовцы, эстонцы. В 1891 г. здесь постоянно проживали около 3 тыс. выходцев из Российской империи и активно действовали российские консулы, чья деятельность способствовала становлению всестороннего сотрудничества двух стран.

Конфессиональный состав колоний складывался по мере расширения национального спектра и был весьма пестрым: от верований аборигенов до конфуцианства. Большинство населения исповедовало христианство; основными деноминациями были различные направлениями протестантства, но по мере увеличения количества ирландцев в колониях росло влияние католической церкви. Постепенно уходило в прошлое активное вмешательство духовенства в политическую жизнь колоний; главными сферами деятельности клира становились воспитание, мораль и миссионерство. Исключение, пожалуй, составляли католические прелаты, которые открыто поддерживали лейбористских политиков в противовес их буржуазным оппонентам. Общее наблюдение современников сводилось к тому, что большинство мирян в колониях весьма прохладно относились к религии и священнослужителям и смотрели на выполнение религиозных обрядов как на формальную процедуру.

Сохранялось также и сложившееся в начале XIX в. преобладание городского населения над сельским: жизнь в буше по-прежнему была трудна, и большинство колонистов предпочитало оседать в городах. Бурная урбанизация второй половины XIX столетия лишь усилила эту тенденцию.

В этот период изменилась социальная структура австралийского общества, окончательно утратившая колониальный характер. Если до середины столетия население колоний состояло главным образом из каторжников, персонала тюрем и свободных поселенцев, то к концу века здесь сложилась типичная для всех капиталистических государств того времени картина: 68% самодеятельного населения работали по найму, 8% были предпринимателями и около 20% составляли лица свободных профессий. Особенностью австралийского общества в период бурного развития экономики страны была размытость социальных границ, практическое отсутствие кастовой замкнутости, высокая степень социальной мобильности и численное преобладание средних слоев.

Наиболее многочисленной и влиятельной группой австралийского социума второй половины XIX в. стали рабочие: моряки и портовики, строители, стригали овец и разнорабочие на фермах, горняки и работники различных предприятий. Вследствие сохранявшейся перманентной нехватки рабочих рук заработная плата в Австралии была значительно выше европейских стандартов: например, сельскохозяйственный рабочий получал почти в 5 раз больше, чем в России. А в Квинсленде дополнительно к зарплате полагалось еще и трехразовое питание стоимостью 12 шиллингов, что само по себе приближалось к величине оплаты труда рабочего в Англии. С учетом низких цен на продукты питания и стоимости жилья уровень жизни австралийского рабочего был выше, чем у его собрата в Европе, а у некоторых категорий совокупный доход превышал порой доходы мелкого предпринимателя. Недаром всем, без исключения, наблюдателям Австралия конца XIX в. представлялась «раем для рабочих».

Демографическая ситуация.

Нед Келли

Однако сохранявшееся в памяти каторжное прошлое и связанная с ним широко распространенная внутренняя оппозиционность властям, а так же присущие всем странам периодические экономические трудности и социальное неравенство породили своеобразный образ национального героя колоний. Им стал знаменитый бушрейнджер Нед Келли, банда которого наводила ужас на жителей Виктории в 1870-х гг. Многие сочувствовали молодому ирландцу, а самодельные железные доспехи, в которые Келли облачался, выходя на грабежи, во второй половине ХХ в. стали своего рода символом свободолюбия австралийцев в современной литературе и изобразительном искусстве страны.

Практическое отсутствие налогов и почти ничем не ограниченное поле деятельности сделали Австралию раем не только для рабочих, но и для предпринимателей. К концу Х1Х в. крупные бизнесмены, состояние которых насчитывало более 50 тыс. ф. ст., составляли около 0,3% всех хозяев; средняя буржуазия (владельцы недвижимости стоимостью выше 1 тыс. ф. ст.) -60%; мелкие собственники (обладатели капитала от 200 ф. ст.) -порядка 40%. Поскольку наследственной аристократии в колониях не существовало, местная элита сложилась из крупных землевладельцев и овцеводов (в том числе так называемых «отсутствующих владельцев» — английских магнатов, приобретших земли в Австралии), собственников рудников, приисков, банков и торговых компаний. Как правило, эти люди были тесно связаны между собой экономическими, политическими, а порой и матримониальными узами. Основную массу средней и мелкой буржуазии колоний составляли фермеры и владельцы мелких промышленных предприятий. Согласно статистическим данным, фабрикой в колониях считался промышленный объект, где по найму трудились 4 и более рабочих и использовались паровые механизмы. Весьма часто в те времена можно было встретить так называемых «работающих владельцев» — предпринимателей, трудившихся на своем предприятии наравне с рабочими. В эту же категорию входили владельцы лавок и магазинчиков.

Демографическая ситуация.

Стригали, 1875 г.

В конце XIX столетия в колониях формируется слой белых воротничков — служащих и интеллигенции (чиновники государственных учреждений, юристы, журналисты, врачи, преподаватели, менеджеры). Преуспевающая часть этой группы играла активную роль в местной политической жизни и, достигнув признания на своем поприще, вливалась в состав колониальной элиты.