Скала Улуру

Скала Улуру

Скала Улуру – известный символ Австралии, привлекающий толпы туристов. И это не удивительно,...

Несколько удивительных фактов об острове Фрейзер

Несколько удивительных фактов об острове Фрейзер

Несколько удивительных фактов об острове Фрейзер Этот остров имеет один из...

Законы об управлении колониями 1820-х гг.

Законы об управлении колониями 1820-х гг.

Губернатор Томас Брисбен прибыл в колонию с указанием изменять систему управления Новым Южным Уэльсом чрезвычайно осторожно, сохраняя максимально возможную дистанцию между свободными поселенцами и бывшими заключенными. Британские власти встали на сторону судьи Бигга и его советников из НЮУ. Сохранение системы каторжного труда в колониях было во многом выгодно властям метрополии. Ссылая в Австралию нежелательные элементы — как преступников, так и политических смутьянов, Британия освобождалась от потенциала социальной взрывоопасности. Содержание одного заключенного в английской тюрьме обходилось британской казне приблизительно в 24 ф. ст. в год на человека, а в колонии — только 14 ф. ст., и часть этой суммы выплачивали сами колонисты — те, кто использовал труд приписанных каторжников на своих угодьях. Поставки шерсти из НЮУ обеспечивали дешевым сырьем промышленность Британии. Не было веских причин в одночасье менять сложившуюся и оправдавшую себя систему управления в Австралии.

В результате принятый в 1823 г. Акт об усовершенствовании управления Новым Южным Уэльсом и Землей Ван Димена сохранял пост губернатора и большинство его полномочий, но создавал при нем Законодательный совет из 5-7 человек, которые наделялись совещательными функциями и назначались из лучших людей колонии. Верховный суд НЮУ рассматривал каждый новый закон колонии с точки зрения его соответствия законам Соединенного Королевства, а британский парламент имел право в течение 3-х лет объявить любой принятый таким образом закон колонии недействительным. Вводилась также полная административная самостоятельность Земли Ван Димена, которая становилась второй колонией Британии в этом регионе, и обе административные единицы получали новый статус: не ссыльное поселение, а британские королевские колонии.

Большинство жителей Австралии восприняли этот закон с энтузиазмом. Однако он не решал существовавших противоречий между стремившейся к большей власти элитой колоний и пытавшейся контролировать эти амбиции британской администрацией, а также оставлял практически без гражданских и имуще -ственных прав эмансипистов, число которых увеличивалось по мере освобождения каторжан, отработавших сроки наказания. Именно тогда и начинают складываться их групповые корпоративные требования: введение суда присяжных; снятие ограничений на торговлю; снижение налогов на импорт шерсти в метрополию, превратившегося в основной источник денежных поступлений в Новый Южный Уэльс, — словом, равноправие колонистов с остальными подданными Великобритании. На это накладывались сложности, возникавшие по мере прибытия сюда малоимущих британцев, привлеченных развернутой в Соединенном Королевстве пропагандой широких возможностей приложения сил и капиталов в новых землях Южного полушария. Этот клубок трудностей и старались разрешить администрации колоний в течение второй трети XIX в.

В 1825 г. при губернаторе сэре Ральфе Дарлинге в дополнение к законодательному совету был создан исполнительный совет колонии. Его члены назначались британским правительством, ни одно решение губернатора не могло быть принято без консультации с ними, и два раза в год протоколы заседаний исполнительного совета отправлялись на проверку в Лондон. Таким образом, представители элиты колониального общества получили еще один рычаг власти.

Законы об управлении колониями 1820-х гг.

Уильям Ч. Уэнтворт

Под давлением эмансипистов и их лидера Уильяма Ч. Уэнтворта, участника знаменитой экспедиции через Голубые горы, ставшего одним из самых популярных журналистов и общественных деятелей Австралии в эти годы, в 1828 г. был принят Закон об обеспечении управления и правосудия в Новом Южном Уэльсе и Земле Ван Димена. Согласно этому документу, состав

Законодательного совета увеличивался до 15 человек, из которых 10 были членами администрации колонии, а 5 — представителями ведущих землевладельцев и торговцев. Ни один предложенный губернатором законопроект не принимался теперь без их одобрения, и краткое содержание законопроектов должно было быть обязательно опубликовано в местной прессе. Допускалось создание суда присяжных по гражданским делам, но сохранялись все полномочия губернатора в уголовном законодательстве и делопроизводстве под прежним контролем властей метрополии. Таким образом, вновь несколько расширялись возможности колонистов влиять на местное управление.

К концу 1820-х гг. британские власти контролировали почти всю территорию Земли Ван Димена, земли вокруг Сиднея и ряд островов близ берегов Нового Южного Уэльса. Каторжные поселения были созданы на окраинах этой маленькой ойкумены в районе Мортон Бей (территория нынешнего Квинсленда) и на о. Норфолк, где заключенные по-прежнему составляли значительную часть населения. Первая попытка организации колонии свободных поселенцев на берегах реки Суон в Западной Австралии в 1829 г. окончилась практически полным провалом. Суровый климат, отсутствие рабочих рук и изолированность от всего цивилизованного мира привели к тому, что немногие оставшиеся здесь жители в 1840-х гг. умоляли британское правительство спасти их, прислав хотя бы каторжников в качестве дополнительной рабочей силы. Эта неудача, надолго обусловив отставание Западной Австралии от соседних колоний, не остановила дальнейшего освоения континента, которое продолжилось в более благоприятных его районах, расположенных на юге и востоке. В те годы под административным управлением НЮУ находились и британские поселения, основанные в Новой Зеландии. Так, через 30 лет после начала британской колонизации континента наметился поворот от использования Австралии только как места каторги. Тюремные порядки постепенно уступали место общегражданским институтам.

Глава 2. От колониального общества к гражданскому (1830-1850-е гг.)