Законы об управлении колониями 1820-х гг.
Законы об управлении колониями 1820-х гг.
Губернатор Томас Брисбен прибыл в колонию с указанием изменять систему управления Новым Южным Уэльсом чрезвычайно осторожно, сохраняя максимально возможную дистанцию между свободными поселенцами и бывшими заключенными. Британские власти встали на сторону судьи Бигга и его советников из НЮУ. Сохранение системы каторжного труда в колониях было во многом выгодно властям метрополии. Ссылая в Австралию нежелательные элементы — как преступников, так и политических смутьянов, Британия освобождалась от потенциала социальной взрывоопасности. Содержание одного заключенного в английской тюрьме обходилось британской казне приблизительно в 24 ф. ст. в год на человека, а в колонии — только 14 ф. ст., и часть этой суммы выплачивали сами колонисты — те, кто использовал труд приписанных каторжников на своих угодьях. Поставки шерсти из НЮУ обеспечивали дешевым сырьем промышленность Британии. Не было веских причин в одночасье менять сложившуюся и оправдавшую себя систему управления в Австралии.
В результате принятый в 1823 г. Акт об усовершенствовании управления Новым Южным Уэльсом и Землей Ван Димена сохранял пост губернатора и большинство его полномочий, но создавал при нем Законодательный совет из 5-7 человек, которые наделялись совещательными функциями и назначались из лучших людей колонии. Верховный суд НЮУ рассматривал каждый новый закон колонии с точки зрения его соответствия законам Соединенного Королевства, а британский парламент имел право в течение 3-х лет объявить любой принятый таким образом закон колонии недействительным. Вводилась также полная административная самостоятельность Земли Ван Димена, которая становилась второй колонией Британии в этом регионе, и обе административные единицы получали новый статус: не ссыльное поселение, а британские королевские колонии.
Большинство жителей Австралии восприняли этот закон с энтузиазмом. Однако он не решал существовавших противоречий между стремившейся к большей власти элитой колоний и пытавшейся контролировать эти амбиции британской администрацией, а также оставлял практически без гражданских и имуще -ственных прав эмансипистов, число которых увеличивалось по мере освобождения каторжан, отработавших сроки наказания. Именно тогда и начинают складываться их групповые корпоративные требования: введение суда присяжных; снятие ограничений на торговлю; снижение налогов на импорт шерсти в метрополию, превратившегося в основной источник денежных поступлений в Новый Южный Уэльс, — словом, равноправие колонистов с остальными подданными Великобритании. На это накладывались сложности, возникавшие по мере прибытия сюда малоимущих британцев, привлеченных развернутой в Соединенном Королевстве пропагандой широких возможностей приложения сил и капиталов в новых землях Южного полушария. Этот клубок трудностей и старались разрешить администрации колоний в течение второй трети XIX в.
В 1825 г. при губернаторе сэре Ральфе Дарлинге в дополнение к законодательному совету был создан исполнительный совет колонии. Его члены назначались британским правительством, ни одно решение губернатора не могло быть принято без консультации с ними, и два раза в год протоколы заседаний исполнительного совета отправлялись на проверку в Лондон. Таким образом, представители элиты колониального общества получили еще один рычаг власти.
Уильям Ч. Уэнтворт
Под давлением эмансипистов и их лидера Уильяма Ч. Уэнтворта, участника знаменитой экспедиции через Голубые горы, ставшего одним из самых популярных журналистов и общественных деятелей Австралии в эти годы, в 1828 г. был принят Закон об обеспечении управления и правосудия в Новом Южном Уэльсе и Земле Ван Димена. Согласно этому документу, состав
Законодательного совета увеличивался до 15 человек, из которых 10 были членами администрации колонии, а 5 — представителями ведущих землевладельцев и торговцев. Ни один предложенный губернатором законопроект не принимался теперь без их одобрения, и краткое содержание законопроектов должно было быть обязательно опубликовано в местной прессе. Допускалось создание суда присяжных по гражданским делам, но сохранялись все полномочия губернатора в уголовном законодательстве и делопроизводстве под прежним контролем властей метрополии. Таким образом, вновь несколько расширялись возможности колонистов влиять на местное управление.
К концу 1820-х гг. британские власти контролировали почти всю территорию Земли Ван Димена, земли вокруг Сиднея и ряд островов близ берегов Нового Южного Уэльса. Каторжные поселения были созданы на окраинах этой маленькой ойкумены в районе Мортон Бей (территория нынешнего Квинсленда) и на о. Норфолк, где заключенные по-прежнему составляли значительную часть населения. Первая попытка организации колонии свободных поселенцев на берегах реки Суон в Западной Австралии в 1829 г. окончилась практически полным провалом. Суровый климат, отсутствие рабочих рук и изолированность от всего цивилизованного мира привели к тому, что немногие оставшиеся здесь жители в 1840-х гг. умоляли британское правительство спасти их, прислав хотя бы каторжников в качестве дополнительной рабочей силы. Эта неудача, надолго обусловив отставание Западной Австралии от соседних колоний, не остановила дальнейшего освоения континента, которое продолжилось в более благоприятных его районах, расположенных на юге и востоке. В те годы под административным управлением НЮУ находились и британские поселения, основанные в Новой Зеландии. Так, через 30 лет после начала британской колонизации континента наметился поворот от использования Австралии только как места каторги. Тюремные порядки постепенно уступали место общегражданским институтам.